Лабораторная работа № 13
Определение фактических смол в топливах
по ГОСТ 8489
Рассмотрены и одобрены на заседании
кафедры «Горюче-смазочных материалов»
протокол №_____ от «___»______2010г.
Заведующий кафедрой _______ Г.З.Чёба
Красноярск 2010г.
- 1 –
Цель работы: Определение содержания фактических смол, находящихся в моторном топливе, на приборе ПОС-77М.
Теоретическая часть.
Определение фактических смол является одним из параметров, характеризующих нагарообразующие свойства топлив. Образование и отложение нагара связано с недостаточной полнотой сгорания топлива, которая зависит от конструктивных особенностей двигателя, режима и условий его работы, а также от химического состава топлива. Нагарообразующая способность топлива увеличивается с повышением в нем ароматических углеводородов, фактических смол и серы; чем тяжелее фракционный состав топлива, тем больше может образоваться нагара в двигателе. С увеличением высоты некоптящего пламени и люминометрического числа нагарность топлива уменьшается.
|
|
Фактические смолы, содержащиеся в топливах, представляют собой сложные продукты окисления, полимеризации и конденсации углеводородов. Определение содержания фактических смол проводят по ГОСТ 1567 и 8489. Определение содержания фактических смол в авиационных топливах по ГОСТ 1567 является арбитражным.
Сущность метода заключается в выпаривании при высокой температуре отмеренного количества моторного топлива в струе воздуха или водяного пара и определении содержания фактических смол, оставшихся в стакане, весовым методом.
Аппаратура, реактивы и материалы
Прибор для определения фактических смол ПОС-77М.
Рис.1.Принципиальная схема прибора типа ПОС.
Прибор для определения содержания фактических смол (рис.1) состоит из термостата 4, имеющего четыре кармана: два для стаканов с пробой топлива 13 и два для стаканов с водой 3. Карманы для стаканов с пробой топлива и стаканов с водой закрываются съемными пришлифованными крышками 5 и 9. Водяной пар из карманов 3 по каналам 2
- 2 –
поступает в карманы для перегрева водяного пара 6. Оттуда по каналам для вывода пара 8 пар поступает в каналы 10, расположенные в крышках карманов для стаканов с топливом 9 и по трубке 11 попадает в стаканы с испытуемым топливом. Далее пары воды и топлива по каналам, соединенным с пароотводной трубкой 12, поступают в конденсатор 15, представляющий собой металлический сосуд с сифонной трубкой 16 для автоматического слива конденсата. К конденсатору присоединяется воздушный металлический холодильник 14.
Весы лабораторные с погрешностью взвешивания не более 0,0002г.
Цилиндры измерительные вместимостью 25 и 50 см3;
Термометр ртутный ТН-7;
Щипцы для тиглей никелированные;
Эксикатор;
Толуол, ацетон; спирт этиловый технический;
Натрий сернокислый (свежепрокаленный);
Вода дистиллированная;
Бумага фильтровальная.