Опыт развитых стран в сфере взаимодействия государства и частного бизнеса

© Белоус Е.В., 2014

Транспортные коммуникации объединяют все регионы страны. Это необходимое условие единства экономического пространства страны и ее территориальной целостности. Транспортные коммуникации связывают страну с мировым сообществом и обеспечивают осуществление внешнеэкономических связей. Транспортные коммуникации дают возможность государству интегрироваться в глобальную экономическую систему.

Развитие транспортных систем является гарантией единства экономического пространства, перемещения товаров, конкуренции и свободы экономической деятельности. Устойчивое развитие транспортных систем обеспечивает целостность Украины, ее национальную безопасность, повышает качество жизни ее населения.

Однако вопросы, связанные с развитием транспортной инфраструктуры, не могут решаться исключительно за счет государственного финансирования. Перспективным механизмом снятия бремени инвестирования в транспортную отрасль является взаимодействие государства и частного бизнеса в рамках государственно-частного партнерства.

Государственно-частное партнерство не является новым экономическим механизмом. Подобное взаимодействие использовалось еще в Средние века при постройке канала, который санкционировал французский король Генрих II в XVI в. Термин «государственно-частное партнерство» впервые появился в США в результате взаимодействия частного бизнеса и государства при финансировании образовательных программ. Активное становление партнерства частного бизнеса и государства началось в первой половины 90-х гг. ХХ в. К концу ХХ в. в мире насчитывалось около 3000 проектов государственно-частного партнерства. Это свидетельствует о том, что конструктивное взаимодействие частного бизнеса и государства является неотъемлемым условием нормального функционирования рыночной экономики.

Взаимодействие государства и частного бизнеса следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, формируется благоприятный бизнес-климат за счет признания государством важной роли частного бизнеса в экономике. Во-вторых, формируется более высокий уровень отношений между государством и частным бизнесом. Он основан на передаче частному сектору полномочий по управлению государственными активами и выполнении некоторых работ бизнес-структурами. Обычно второй вариант отношений возникает позже первого в результате разработки законодательных и экономических механизмов взаимоотношений государства и бизнеса.

По данным Going Global Theworld of public-private partnerships, мировыми лидерами по развитию партнерств считаются США, Великобритания, Австралия, Германия.

В настоящее время в США при Министерстве торговли учрежден Центр по управлению целевыми государственно-корпоративными программами для координации и контроля разработки и внедрения инноваций. Одной из важных сторон механизма ГЧП в США является заключение контрактов между органами власти и бизнесом в рамках реализации национальных проектов и программ социально-экономического развития. Инициатива исходит от органов государственной власти США и частных компаний. По этим контрактам частные фирмы могут получить кредиты на льготных условиях со сроком выплаты до 25 лет, в случае если они выполняют общественные работы. Такие кредиты могут покрывать до 65 % инвестиций в основной капитал, что стимулирует процессы структуризации и модернизации хозяйственной деятельности.

Основными типами ГЧП в США являются проектирование-строительство, контракты на управление, концессии, сдача муниципальных предприятий в аренду. Сегодня, по данным Национального института государственно-частного партнерства, из 65 среднестатистических муниципальных сервисных служб – 23 функционируют в формате ГЧП (более 30 %.). За последнее десятилетие было создано более 2000 государственно-частных партнерств, что позволило дополнительно привлечь около 10 млрд долл из частного сектора, при этом государственные инвестиции составили лишь 1млрд. долл. США.

Если рассмотреть опыт использования взаимодействия государства и бизнеса на примере Великобритании, то он осуществляется в рамках проекта «Частная финансовая инициатива». Суть ее – привлечение частных инвестиций для строительства крупных государственных объектов. При этом бизнес осуществляет строительство государственного объекта за счет собственных средств. Экономическая выгода частного бизнеса от таких взаимоотношений формируется за счет доходов от эксплуатации объекта.

Объектами проекта «Частная финансовая инициатива» являются автомобильные и железные дороги, объекты портовой инфраструктуры, школы, больницы и даже тюрьмы. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают около 17 % экономии бюджета страны. Ежегодно в Великобритании с помощью государственно-частного партнерства на реализацию крупномасштабных проектов из частного сектора привлекается до 10 млрд. долл. США. Следует отметить, что подавляющее большинство проектов представляют собой инвестирование в размере не менее 20 млн. фунтов. Проекты же стоимостью менее 20 млн. фунтов не подходят для схемы «Частная финансовая инициатива». Существует практика объединения небольших проектов с целью использования упомянутой схемы.

В Германии идея взаимодействия государства и частного сектора была освоена еще в середине ХІХ в. Первые некоммерческие строительные общества были созданы на основе частных инициатив. В контексте сотрудничества между некоммерческими компаниями и государственным сектором такие компании вынуждены были налагать некоторые ограничения на собственный бизнес и корректировать политику получения прибыли. В обмен на это государство предоставляло им налоговые льготы. Сегодня в Германии одной из основных сфер применения ГЧП являются информационно-коммуникационных технологии из-за трансформирования национальной экономики Германии из индустриальной в информационную. Другими важнейшими областями использования методов и применения механизма ГЧП в Германии, является развитие транспортной инфраструктуры, коммунального хозяйства и социальной сферы. В Германии в настоящее время на основе ГЧП реализуется около 10 проектов, из которых только два находятся на стадии активной реализации: «Любекский тоннель» и «Ростокская трасса».

В Австралии государственно-частное партнерство получило стремительное развитие в 80-е гг. ХХ в. В это время австралийские власти начали активно привлекать частные инвестиции в инфраструктурные проекты и гражданское строительство. Сегодня проекты ГЧП реализуются по схеме долевого финансирования за счет федерального бюджета, бюджетов штатов и территорий и привлеченного государством частного капитала. Характерным атрибутом ГЧП в Австралии является его публичность на всех этапах прохождения проекта. В целом, австралийский опыт в сфере реализации ГЧП представляется весьма успешным и разносторонним.

Таким образом, опыт зарубежных стран подтверждает эффективность взаимодействия государства и частного бизнеса в разных отраслях экономики. Этот положительный опыт необходимо использовать Украине, особенно в сфере развития такой стратегически важной отрасли экономики как транспорт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: