Вопрос № 29. Ислам и международный терроризм. В последнее время наблюдается все большее противопоставление мусульманам всего остального мира

В последнее время наблюдается все большее противопоставление мусульманам всего остального мира. Объективной основой является тот факт, что большинство террористических акций, осуществляемых в различных странах, дело рук тех, кто рядится в исламские одежды.

Уже многократно говорилось о том, что ислам как религия не порождает и не оправдывает убийства мирных граждан. Но не только это не позволяет объединять такие два понятия как терроризм и ислам. На фоне каких событий порождена эта тенденция? Это – действия Хизбаллы, это хаос в Ираке, это нежелание Ирана подчиниться требованиям о прекращении обогащения урана, это сорванный заговор по взрыву самолетов над Атлантикой, направляющихся из Лондона в США. Однако возникает вопрос: дают ли все эти события основания для того, чтобы связывать их с исламом? «Хизбалла» действительно носит название партии Аллаха. Но следует ли из этого, что военное крыло этой партии, объединяющей ливанских шиитов, ведет борьбу, скажем, против иудаизма или христианства, или на религиозной основе с израильской армией? Этого нет и в помине. Никто не оправдывает Хизбаллу, когда она совершает террористические действии против мирного населения. Но можно ли закрывать глаза на терроризм другой стороны, когда безжалостно уничтожаются израильскими бомбардировщиками целые кварталы ливанских городов, когда на каждого погибшего мирного израильтянина от ракетных обстрелов Хизбаллы приходится более 20-ти погибших мирных ливанцев? Вместе с тем ближневосточный конфликт никогда не имел религиозного характера. Хочет это признать кто-либо или нет, но это столкновение не двух религий, а двух национализмов.

Самый худший метод борьбы с террористами – это причислять их к мировой религии, которую исповедуют более миллиарда жителей планеты. Такое искусственное, на основе поверхностных совпадений отождествление может завести очень далеко. Если сегодня усилиями тех, кто провозглашает себя проповедниками демократии во всем мире, мы уже наблюдали кризис диалога между цивилизациями, то продолжение их противопоставления может привести к столкновению религий, к религиозной розни в мировом масштабе.

Вместе с тем сегодняшняя действительность такова, что многие террористические организации, и в первую очередь «Аль-Каида», действительно рядятся в исламские одежды, выдвигая в качестве своей главной задачи создание единого халифата на территории всех государств с мусульманским населением. Но что происходит в результате? Непосредственными объектами террористических атак «Аль-Каиды» становятся сами же мусульманские государства с умеренными или светскими режимами. Ведь это факт: теракты, осуществленные «Аль-Каидой» и ее ответвлениями в Саудовской Аравии, Египте, Турции, в количественном отношении значительно превосходят террористические акции в западноевропейских странах.

В таких условиях очень важно разъяснить для широких слоев населения не только немусульманских, но и мусульманских стран разницу между исламским фундаментализмом и исламским экстремизмом. Исламский фундаментализм — это строительство мечетей, отправление исламских обрядов, взаимопомощь верующих. Но когда исламский фундаментализм принимает агрессивную, экстремистскую форму, это выливается в навязывание силой исламской модели управления государством и обществом. История знала этапы, когда христианский фундаментализм перерастал в христианско-католический экстремизм: вспомним хотя бы иезуитов или крестовые походы. Сегодня же мы сталкиваемся с проявлениями исламского экстремизма.

В чем причина этого? Конечно, не в том, что сам ислам как религия чреват экстремизмом. Некоторые усматривают причину в растущей пропасти между богатеющим «золотым миллиардом» (США, Канада, страны Европы, Австралия, Новая Зеландия) и остальным миром, в значительной части состоящим из стран с мусульманским населением. Но это неполный ответ. Дело в том, что лидеры террористических организаций и групп, как правило, выходцы из зажиточных семей.

Взлет исламского экстремизма связан с несколькими обстоятельствами. И главное из них — не конфронтация между различными цивилизациями, а нынешний кризис диалога между ними.

Говорить о конфронтации цивилизаций, как это преподносят некоторые авторы, неправомерно. Действующие в современном мире процессы глобализации охватили все мировое сообщество, включая страны с мусульманским населением. И эти страны отнюдь не находятся за пределом технико-технологической составляющей мировой цивилизации, оказывающей пусть неравномерное, но ог­ромное влияние на все стороны развития всего человечества.

Проблема в том, что мировая цивилизация — это не только тех­нико-технологические инновации. Она складывается из различных культурно-религиозно-политических потоков, из различных, сохра­няющих свою самобытность, но неуклонно сближающихся социаль­но-культурных общностей. Складывается через их диалог. Именно этот диалог и переживает сегодня кризисное состояние. Показате­лем этого является в первую очередь бездумная одержимость само­го мощного по экономическим, военным возможностям представи­теля западной цивилизации — США, «экспортом» своей модели де­мократии в другие страны, притом с мусульманским населением. К тому же речь идет об «экспорте» с применением силы.

Единственный эффективный метод борьбы с международным терроризмом – это отделение его от исламского мира. Более того, борьба против терроризма может быть плодотворной только в том случае, если в ее рядах будут сами мусульмане, которые больше всего страдают от недостойных попыток объединить ислам с фашизмом.

Наряду с этим необходимо действовать и в направлении органичного сближения, соединения представителей всех религий. Для России особое значение имеет сплочение православных с мусульманами. Такой сплав, а он исторически сложился, способен стать непреодолимой преградой, с одной стороны, на пути тех, кто стремиться столкнуть цивилизации, и с другой стороны, тех групп, которые осуществляют террористические акции.Еще недавно мир был разделен по идеологическому принципу. Человечество смогло с этим справиться. Раздел мира по религиозно-цивилизационному принципу — новая, не менее се­рьезная угроза. Человечество должно найти в себе силы, чтобы одо­леть и ее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: