Продвижение (promotion) - любая форма сообщений, используемая предприятием для информации, убеждения или напоминания о своих товарах, услугах или о самом предприятии.
Планирование продвижения представляет собой систематическое принятие решений, касающихся всех сторон этой деятельности. План продвижения состоит из трех частей: целей и задач, бюджета и структуры.
Общая цель продвижения - стимулирование спроса, то есть увеличение или сохранение спроса (в случае его снижения). Общая цель продвижения может быть разбита на две частные цели (рис. 18)
Продвижение | ||||
Общая цель: | Стимулирование спроса | |||
Частные цели: | Стимулирование спроса на конкретный товар | Стимулирование спроса на все товары предприятия |
Рис. 18. Цели продвижения
Обе частные цели ведут к стимулированию спроса. Однако в первом случае стимулируется спрос на конкретный товар, а во втором - продвигается образ предприятия в надежде на то, что покупатели будут связывать этот положительный образ со всеми товарами, выпускаемыми фирмой.
|
|
После установления целей определяются задачи продвижения - конкретные пути достижения целей. При этом нужно учитывать основные правила продвижения.
1. Правило ориентации на продукт заключается в том, что задачи продвижения должны соответствовать этапу жизненного цикла товара.
2. Правило ориентации на потребителя заключается в том, что задачи продвижения должны соответствовать степени готовности потребителя к совершению покупки.
Бюджет продвижения представляет собой общую сумму затрат предприятия на выполнение плана продвижения. Основными методами разработки бюджета продвижения являются: остаточный метод, метод расчета прироста, метод конкурентного паритета, метод доли от продаж, метод «исходя из целей и задач».
Структура продвижения - это конкретное сочетание видов продвижения в общем коммуникационном комплексе предприятия. Существуют два основных и два дополнительных вида продвижения. К основным видам продвижения относятся реклама и личная продажа, к дополнительным - пропаганда и стимулирование сбыта.
Реклама - это любая оплаченная известным спонсором форма неличного представления товаров и предприятий.
Личная продажа - это устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими покупателями с целью совершения продажи.
Пропаганда - это неличностное и не оплаченное спонсором стимулирование спроса на товары путем распространения о них и о предприятии коммерчески важных сведений в средствах массовой информации. Пропаганда входит составной частью в деятельность по организации общественного мнения (public relations).
|
|
Стимулирование сбыта - это кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара, а также различные неповторяющиеся сбытовые усилия, которые не входят в другие виды продвижения.
Преимущества и недостатки перечисленных видов продвижения представлены в таблице 39.
Таблица 39
Преимущества и недостатки различных видов продвижения товаров
Вид продвижения | Преимущества | Недостатки |
Реклама | Привлекает большой, географически разбросанный рынок Контролируется спонсором Прокладывает дорогу для других видов продвижения Может многократно повторяться Дает броское и эффектное представление о фирме и ее товарах Может видоизменяться с течением времени Низкие расходы в расчете на одного потребителя Может представлять и товар, и предприятие | Не способна на диалог с аудиторией Не может найти подход к каждому потребителю в силу стандартизированности обращений Большая бесполезная аудитория Требует больших общих расходов Не видна ответная реакция покупателя Как правило, передает небольшой объем информации |
Личная продажа | Обеспечивает личный контакт с покупателем, способна на диалог Возможность внесения корректировок в общение Вызывает конкретную ответную реакцию Может приспосабливаться к требованиям отдельных потребителей Концентрируется на четко определенных целевых рынках, сокращая бесполезную аудиторию Может передать значительный объем информации Возможность установления долговременных дружественных отношений с потребителями | Большие издержки в расчете на одного потребителя Не может охватить большой, географически разбросанный рынок Не может охватить большое число потребителей |
Пропаганда | Воспринимается как достоверная и объективная Охватывает широкий круг потребителей Обладает возможностями броского и эффектного представления фирмы и ее товаров Бесплатна для фирмы | Не контролируется спонсором Вомзможность акцентирования внимания на второстепенных характеристиках фирмы и ее товаров или отрицательного отзыва Нерегулярность |
Стимулирование сбыта | Привлекает внимание Содержит информацию, способную вывести потребителя на товар Содержит явное побуждение к совершению покупки | Может использоваться только как дополнение к основным видам продвижения Не может применяться постоянно Часто смещает акцент на второстепенные факторы |
При разработке структуры продвижения нужно учитывать преимущества и недостатки каждого вида продвижения, а также различные факторы, влияющие на их эффективность. Условия эффективности основных видов продвижения представлены в таблице 40.
Таблица 40
Условия эффективности основных видов продвижения
Реклама | Личная продажа |
Товар | |
Дифференцированная продукция | Стандартизированная продукция |
Товары потребительского назначения | Товары промышленного назначения |
Технически несложные товары с легко описываемыми характеристиками | Технически сложные товары |
Стоимость единицы товара невелика | Дорогостоящие товары |
Не требуется демонстрация товара в действии | Требуется демонстрация товара в действии |
Товар приобретается на короткий срок | Товар приобретается на длительный срок |
Товар не имеет особых условий покупки | Товар имеет особые условия покупки |
Жизненный цикл товара | |
Этап внедрения товара на рынок и этап роста | Этап зрелости и насыщения |
Рынок | |
Большой, географически разбросанный | Небольшой, концентрированный |
Острая конкуренция | Относительно слабая конкуренция |
Потребители | |
Индивидуальные и домохозяйства | Предприятия и организации |
Нет необходимости установления личных контактов | Есть необходимость в установлении личных контактов |
У потребителей существуют сильные эмоциональные мотивы для совершения покупки | Эмоциональные мотивы не являются определяющими |
Потребители находятся на этапе осведомленности и знания товара | Потребители находятся на этапе благожелательного отношения и убежденности в необходимости совершения покупки |
Предприятие | |
У предприятия высокая доля прибыли, невысокая доля рынка | Высокая доля рынка или низкая доля прибыли |
Предприятие недостаточно известно на рынке | Предприятие хорошо известно на рынке |
Предприятие находится на этапе роста | Предприятие находится на этапе зрелости |
Крупная компания | Небольшая фирма |
Реализация через магазины самообслуживания | Реализация через магазины с полным обслуживанием |
7.1. Реклама
|
|
Планирование рекламы осуществляется в виде разработки планов рекламных кампаний. Рекламная кампания - это совокупность последовательно проводимых долговременных рекламных акций и мероприятий, охватывающих определенный период времени, объединенных одной целью и темой. При этом под рекламной акцией понимается единовременное применение того или иного средства рекламы для решения одной конкретной задачи, например, рекламное объявление в газете, а под мероприятием - совокупность разнородных, но взаимодополняющих акций. Процесс планирования рекламной кампании состоит из нескольких этапов.
I. Разработка концепции рекламы
1. Установление целей и задач рекламы
Цели рекламы, как и продвижения в целом, могут быть разделены на связанные со спросом и связанные с образом (табл. 41).
Таблица 41
Цели рекламы
Вид рекламы | Цели рекламы | Задачи рекламы |
Ориентированные на спрос | ||
Информативная | Информация | Рассказать о новинке или новом применении существующего товара Информировать рынок об изменении цены Ознакомить потребителей с новым расписанием работы магазина Объяснить принцип действия товара Описать оказываемые услуги Исправить неправильные представления или рассеять опасения потребителя |
Увещевательная | Убеждение | Сформировать предпочтение к марке Поощрить к переключению на данную марку Изменить восприятие потребителем свойств товара Достичь приверженности к марке Убедить потребителя совершить покупку не откладывая Убедить потребителя принять торгового агента Увеличить посещаемость магазинов |
Напоминающая | Напоминание | Напомнить о необходимости в товаре в ближайшем будущем Напомнить потребителю о том, где можно купить товар Удержать товар в памяти в межсезонье Поддержать осведомленность о товаре на высшем уровне Поддержать приверженность к марке Поддержать узнавание марки |
Ориентированные на образ | ||
Престижная (институциональная) | Отраслевые | Сформировать и поддерживать благоприятный образ отрасли |
Корпоративные | Сформировать и поддерживать благоприятный образ фирмы |
2. Установление ответственности
|
|
Разработка рекламных кампаний может осуществляться фирмой самостоятельно или с помощью рекламных агентств.
Первый способ используется, как правило, в тех фирмах, где объем рекламной работы небольшой. В этом случае рекламную работу ведет рекламное подразделение фирмы. Тем не менее по некоторым вопросам они обычно сотрудничают с рекламными агентствами. К ним обращаются и крупные фирмы, ведущие рекламную деятельность в большом и постоянном объеме, поручая агентствам большую часть или даже всю рекламную работу.
3. Принятие решений о средствах распространения рекламы: выбор вида средств, выбор конкретных средств, разработка режима и плана распространения рекламы
Средства распространения рекламы представляют собой способы доведения рекламы до потенциального потребителя (рис. 19).
С р | Периодические и непериодические издания | Н о | |||
е д | Печатная реклама | Текст, | с и | ||
с т | Наружная реклама | рисунок, | т е | ||
в а | Релклама на транспорте | фотография, | л и | ||
Реклама в местах продажи | цвет | ||||
р е | Вещевая реклама | р е | |||
к л | Радио | Звук, музыка | к л | ||
а м | Телевидение | Цвет, рисунок, фотография, цвет, | а м | ||
ы | Кино | движение, звук, музыка | ы |
Рис. 19. Характеристика средств и носителей рекламы