Тема 2. Потребности как основной мотив деятельности людей

1. Понятие потребности. Потребности – это нужды людей, выражающиеся в благах, товарах, услугах, требующихся для жизнедеятельности и развития.

Неудовлетворенные потребности являются для человека побудительным мотивом, стимулом к трудовой деятельности по созданию или приобретению недостающих ему благ.

Степень удовлетворения потребностей людей зависит от уровня развития сферы: материального производства и непроизводственной. В первой создаются материальные ценности – товары, а во второй – духовные ценности и услуги.

2. Закон возвышения потребностей. Потребности людей безграничны, хотя возможность удовлетворения потребности отдельного человека в конкретном благе вполне реальна. Человеческие потребности непрерывно растут количественно и качественно (закон возвышения потребностей), т. к. включают в себя не только индивидуальные нужды, но и потребности социальных групп, трудовых коллективов работников, населения и, наконец, государства в целом. При этом производство не только удовлетворяет растущие потребности населения, но на основе развития науки и техники предлагает новые, ранее не известные виды материальных благ, которые посредством широкой рекламы и маркетинговой деятельности фирм расширяют круг существующих потребностей.

3. Потребности и потребление. Производство, откликаясь на потребности, создает поле для потребления.

Потребление – это процесс удовлетворения потребностей людей, состоящий в использовании продуктов производства по их прямому назначению. При этом само производство, создавая блага, потребляет, расходует определенные ресурсы. Эту часть потребления принято называть производственным потреблением.

В условиях рыночной экономики потребление людей зависит от величины их доходов и измеряется с помощью таких экономических показателей, как: структура потребления, средний уровень потребления, потребление на душу населения и др.

4. Пирамида потребностей А. Маслоу. Существуют многочисленные классификации человеческих потребностей. Обычно различают материальные, духовные и социальные потребности. Однако в современных условиях наибольшее распространение получила теория американского экономиста А. Маслоу, расположившего потребности в восходящем порядке – от низших (материальных) до высших (духовных) (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Пирамида социальных и человеческих потребностей по А. Маслоу

Рынок земли. Спрос на землю и ее предложение, их динамика. Цена земли и факторы, влияющие на нее

В рыночной экономике земля, как и другие факторы производства, может покупаться и продаваться. Однако до сих пор одним из сложных вопросов в экономической теории является вопрос о сущности цены на землю. Эта сложность во многом обусловлена необычностью земли как товара.
Любой товар выступает как полезная вещь, обладающая стоимостью, и именно эти два свойства находят отражение в цене. Но, как мы знаем, полезность учитывает покупатель при определении цены спроса, а стоимость продавец при определении цены предложения. Очевидно, для того чтобы разобраться в сущности цены на землю, надо рассмотреть эти свойства земли как основу цен спроса и предложения.
Обращение к полезности земли показывает, что она способна удовлетворять самые разнообразные потребности: в географическом пространстве вообще, местожительстве, продуктах питания, производимых на земле, сырье, находящемся в земле и т.д. Очевидно, что та или иная полезность конкретного участка земли учитывается покупателем при назначении цены спроса.
Кроме того, покупатели не могут не учитывать и такую полезность земли, как способность приносить ренту. Причем, рентный доход ими учитывается независимо от того, собираются они сдавать приобретенный участок в аренду или нет. Более того, для покупателя земли рентный доход предстает как интегральное проявление полезности земли, так как его размеры призваны оправдать расходы на приобретение земли.
Правило гласит, что цена покупаемой земли не должна превышать размеры рентного дохода, соотносимого с нормой банковского процента по вкладам. Прямая связь цены с рентой понятна, поскольку через последнюю возвращаются затраченные на приобретение земельного участка денежные средства. Что касается связи цены земли с банковским процентом, то она отражает возможность альтернативного использования предназначенных для покупки земли денег их можно было положить в банк и получать процент по вкладам. Понятно, что высокий процент при данной ренте, приносимой земельным участком, и данной его цене может сделать вариант с вложением денег в банк более предпочтительным. В целом, полезность земли и соответствующая цена спроса на нее определяется покупателем через величину приносимой ею ренты.
Теперь рассмотрим вопрос о стоимости земли и цене предложения на рынке земли с точки зрения продавца. Очевидно, что при назначении этой цены собственник земельного участка принимает во внимание все затраты, вложенные в него. Но эти затраты обычно составляют лишь часть стоимости земли, так как вся ее стоимость носит производный характер: она отражает стоимость тех благ, которые можно производить на земле. Опять же это проявляется через ренту как часть стоимости продукции, производимой на земле, по принципу: выше рента выше стоимость земли.
Выходит, что и продавец при определении цены земли учитывает рентный доход, от которого он отказывается, продавая землю. Одновременно он учитывает и возможность получения процентов на вклад денег, полученных от продажи земли. Тем самым в основу цены предложения земли закладывается то же соотношение между рентой и банковским процентом, что и при определении цены спроса. Но правило установления цены предложения земли меняется на противоположное: цена продаваемой земли не должна быть меньше рентного дохода, соотносимого с нормой банковского процента.

Фактическая цена земли, как и на всякий товар, складывается с учетом соотношения спроса и предложения на рынке земли. Соответственно, она оказывается в зависимости от тех факторов, которые определяют спрос и предложение земли. Рассмотрим суть спроса и предложения земли и факторы, их определяющие.
Под спросом на рынке земли понимаются земельные участки, которые субъекты экономики хотят и могут приобрести в данный период времени при данных условиях. Это могут быть сельскохозяйственные участки, участки под строительство, участки с месторождениями полезных ископаемых, участки леса и т. д. Тот или иной вид участков формирует соответствующий рынок земли, на котором формируется спрос. На спрос влияют следующие факторы.
1. Динамика численности населения страны. Очевидно, что при росте численности населения спрос на землю может расти как из-за увеличения числа ее потенциальных покупателей, так и роста спроса на товары, производимые на земле.
2. Доходы субъектов экономики. Рост доходов может вести к увеличению желающих стать владельцами земли, а также к увеличению спроса на товары, производимые на земле, и как следствие, к росту спроса на землю.
3. Спрос на товары, производимые на земле: сельскохозяйственную продукцию, сырье, топливо, жилье и т. д.
4. Получаемый с земли доход. Это один из важнейших факторов, так как обычно земля приобретается для получения рентных доходов, и если эти доходы относительно велики, то увеличивается спрос на землю, хотя при этом может быть и высокой цена земли.
5. Банковский процент. Если земля приобретается ради того, чтобы получать ренту, то на спрос оказывает влияние и норма банковского процента, которая показывает, какую сумму можно получить на деньги, предназначенные для покупки земли, если их положить в банк. Очевидно, что повышение нормы процента может многих оттолкнуть от покупки земли, так как это означало бы отказ от более выгодного использования денег.
Теперь обратимся к предложению земли. Здесь необходимо выделять совокупное предложение земли и предложение отдельных видов земельных участков.
Под совокупным предложением подразумеваются все виды земельных участков, которые их собственники готовы продать в данный период времени при данных условиях. Учитывая общую ограниченность земли, можно говорить о неэластичности совокупного предложения земли в отличие от совокупного спроса на землю. Как бы не менялись условия, какой бы высокой не была цена земли ее общее количество нельзя увеличить.
Однако если принимать во внимание предложение конкретных участков земли, то оно может меняться в зависимости от различных факторов. Вот почему под предложением земли экономическая теория обычно понимает земельные участки, которые их владельцы готовы продать в данный период времени при данных условиях. Конкретные виды участков формируют соответствующие рынки земли. Предложение на этих рынках зависит от следующих факторов.
1. Рентный доход, приносимый земельными участками. Очевидно, что его снижение при прочих неизменных условиях способствует росту предложения земли и наоборот.
2. Банковский процент. Его рост способствует росту предложения земли и наоборот.

3. Издержки перепрофилирования земельных участков по целевому назначению. Например, сельскохозяйственный участок нетрудно предложить под дачное строительство. Однако приспособить уже застроенный участок под выращивание какой-нибудь сельскохозяйственной культуры непросто.
Что касается цены на землю, то ее влияние как на предложение, так и на спрос противоречиво. Наряду с общим правилом, отражающим действие закона спроса и закона предложения, есть обратная зависимость. Низкая цена на земельные участки может не вести к росту спроса на них, если они неудобно расположены, требуют больших затрат для своего использования. Также и высокая цена на участки не обязательно предполагает увеличение их предложения, так как покупка земли для многих является средством сохранения стоимости.
Последнее обстоятельство усиливается тем, что ограниченный набор факторов предложения земли говорит о преобладании на рынках земли факторов спроса. Тем самым именно спрос играет главную роль в определении цены земли. В результате почти во всех странах существует устойчивая тенденция к росту цен на землю. Данная тенденция обусловливает то, что повышение цен не ведет к сокращению спроса, так как вложенные в землю деньги приносят дополнительный доход не только в виде ренты, но и в виде разницы в цене на землю в момент ее покупки и на момент ее продажи. Земля, таким образом, становится не только средством сохранения стоимости, но и ее увеличения.

1. Ресурсы, их структура, проблема выбора и замещения. Кривая производственных возможностей.

Точки на кривой производственных возможностей показывают все возможные варианты сочетания производства двух продуктов при полном использовании имеющихся ресурсов и неизменной технологии.

Анализ приведенной кривой производственных возможностей позволяет сформулировать ряд важнейших экономических положений.

1. Закон замещения, который гласит, что при полном использовании ресурсов и неизменной технологии увеличение производства одного продукта приводит к сокращению другого. Двигаясь по кривой производственных возможностей, действительно, мы видим, что с увеличением производства масла выпуск пушек сокращается, и наоборот.

Для иллюстрации действия закона замещения часто приводят следующие примеры. В СССР накануне Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) существовала полная занятость, все трудовые ресурсы использовались полностью, безработицы не было. Когда началась война, увеличить производство военной продукции можно было только сократив производство гражданской. В США перед войной (1939 г.) трудовые ресурсы недоиспользовались, безработица достигала 17,2%. Когда началась вторая мировая война, США смогли увеличить производство и военной, и гражданской продукции. К 1944 г. безработица сократилась до 1,2%.

2. Если экономика находится в точке N, это значит, что имеющиеся ресурсы используются неполностью: есть возможность увеличить производство и пушек, и масла. Точка N свидетельствует о недопроизводстве и неэффективном использовании ресурсов.

3. Точка М при данных ресурсах и имеющейся технологии для производства недостижима. Но это совсем не означает, что производственные возможности не могут увеличиться. Существуют два способа расширения производственных возможностей:

экстенсивный – осуществляемый за счет вовлечения дополнительных ресурсов (увеличение численности занятых, вовлечение в переработку новых запасов природного сырья, рост капиталовложений без изменения технической основы производства);

интенсивный – достигаемый за счет лучшего использования имеющихся ресурсов (ускорение НТП и на этой основе повышение производительности труда и оборудования, улучшение организации производства и т.п.).

4. Любое производство является эффективным, если оно обеспечивает полное использование ресурсов, т.е. если увеличение производства одного продукта приводит к сокращению производства другого продукта. Поэтому любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей, является эффективной.

Предположим, что фирма располагает определенным станочным парком и определенным количеством работников и выпускает два продукта. Если станочный парк используется полностью, все работники загружены, то чтобы увеличить производство одного продукта, придется сократить производство другого. Если можно увеличить производство одного продукта, не сократив производства другого, это значит, что имеющиеся ресурсы недоиспользуются, т.е. производство неэффективно.

5. Поскольку увеличение производства одного продукта ведет к сокращению производства другого, то издержки производства одного продукта могут быть выражены в количестве другого продукта, от производства которого приходится отказаться в связи с производством первого. Так, увеличение производства масла с нуля до 2 млн. т «обошлось» в 3 тыс. пушек, от производства которых пришлось отказаться. Можно сказать, что дополнительные 2 млн. т масла стоят 3 тыс. пушек. В экономике такая стоимость или такие издержки производства называются альтернативными или вмененными.

Альтернативные издержки производства данного товара – это количество другого товара, от производства которого приходится отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу данного товара.

6. Каждые последующие 2 млн. т масла обходятся все дороже и дороже.

Первые 2 млн. т стоили 3 тыс. пушек;

вторые 2 млн. т – уже 6 тыс. пушек;

третьи 2 млн. т – 9 тыс. пушек и т.д.

Постепенное удорожание производства одного продукта (и выпуклая форма КПВ) объясняются действием одного из важнейших экономических законов – закона возрастающих альтернативных издержек производства, который гласит: в условиях полного использования ресурсов для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится отказываться от все возрастающего количества других товаров.

Объясняется это тем, что при увеличении производства одного товара, в нашем примере – масла, приходится использовать ресурсы, приспособленные для производства пушек и непригодные для производства масла. Причем, чем больше масла мы хотим произвести, тем менее пригодные для этого ресурсы нам приходится использовать.

Таким образом, поскольку производительность ресурсов в разных процессах производства различна, то переключение их из одной сферы применения в другую обусловливает возрастание вмененных издержек производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: