Статистика как дисциплина присутствует в программе обучения многих гуманитарных вузов. Тем не менее, хотелось бы выделить несколько моментов, на которые следует обратить особое внимание.
1. Элементы статистики постоянно присутствуют в жизни общества, а умение произвести их «извлечение» из массы повседневных событий существенно уточняет наши представления о мире политическом. Массив таких стандартизированных данных может быть преобразован в статистический массив, представлен в виде таблицы или графической схемы.
2. При работе со статистическим и любым другим количественным материалом часто употребляются понятия, относящиеся к категории измерения:
Среднее число — обобщенный показатель, который находится через деление суммы всех количественных значений наблюдаемых элементов одной категории на общее число всех включенных в категории элементов. Среднее число обычно используется для оценки некоего «нормального» уровня показателей, позволяющей пренебрегать слишком большими или слишком мелкими как нетипичными.
Проценты (%) — для получения этого показателя необходимо разделить число элементов, обладающих определенной спецификой, на сумму всех элементов в данной категории и умножить на 100. Обычно используются при относительных сравнениях типа: «в какой степени, во сколько раз...».
Закономерность (мода) — категория с наибольшим количеством случаев. Ее определяют путем поиска повторяющихся значений.
Частотность — показывает, сколько разных объектов включено в группу или в категорию, которая исследуется.
Доля — пропорция, используется для сравнения относительной величины числа по сравнению с другой большей величиной. Ранг — сравнение количества повторений какого-либо события по
отношению ко всему массиву событий. 3. При работе с количественными материалами часто используются статистические термины: корреляция, стандартное отклонение, значение показателя и многие другие. Их значение можно уточнить в специальной литературе.
Таблицы и графики
Эти специальные приемы обобщения и представления количественных данных в принципе всем хорошо известны. Проблема в том, что далеко не все студенты-гуманитарии могут правильно их использовать.