Выбор схемы транспортировки
Фирма N, занимающаяся организацией и осуществлением экспедирования и перевозок экспортных, импортных и транзитных грузов, заключила контракт на доставку 21 000 т нефтепродуктов от Ачинского нефтеперегонного завода (Красноярский край) на новую нефтебазу, построенную на территории Монголии в г. Тэс-Сомон.
Сеть железных и автомобильных дорог в регионе, схема расположения транспортных предприятий, перевалочных нефтебаз и нефтебаз получателя, представлена на рисунке. Числами на схеме указаны расстояния между объектами, выраженные в километрах.
Транспортировка осуществляется в два этапа.
Первый этап: железнодорожным транспортом от Ачинска до нефтебаз Минусинска или Абазы. Стоимость доставки нефтепродуктов по железной дороге от Ачинского нефтеперегонного завода до этих нефтебаз является одинаковой, на расчеты влияния не оказывает и не учитывается.
Второй этап: автомобильным транспортом до Тэс-Сомона.
Для обеспечения этих поставок фирма N заключает контракты с автотранспортными предприятиями на перевозку и с нефтебазами на перевалку и хранение нефтепродуктов. В регионе имеются два транспортных предприятия, отвечающих требованиям, предъявляемым к международным автомобильным перевозчикам: первое – в г.Аскиз, второе – в г.Минусинске. В регионе имеются также две нефтебазы: в г.Абаза и в г.Минусинске, которые являются ближайшими к конечному месту доставки и способны переваливать и хранить необходимый объем нефтепродуктов.
При решении задачи следует принять во внимание, что в регионе установлен регулярно действующий маршрут (базовая схема): нефтепродукты по железной дороге доставляются в нефтебазу Абазы. Далее, на участке Абаза–Улан-Гом перевозка осуществляется силами аскизского АТП. На участке Улан-Гом –Тес-Сомон работает внутренний транспорт Монголии. Стоимость продвижения 21 000 нефтепродуктов до Тес-Сомона по базовой схеме составляет 1 321 460 долл. США.
Необходимо выбрать оптимальную схему транспортировки нефтепродуктов, используя в качестве критерия минимум полных затрат. Возможные варианты схем транспортировки приведены в табл.1.
Рис. 1. Маршрутная карта, расстояния обозначены в км.
Таблица 1
Варианты схем транспортировки нефтепродуктов
Показатель | Схема 1 | Схема 2 | Схема 3 | Базовая схема |
Перевалка | Через нефтебазу Абазы | Через нефтебазу Минусинска | Через нефтебазу Минусинска | Через нефтебазу Абазы |
Перевозчик | Аскизское АТП | Аскизское АТП | Минусинское АТП | Аскизское АТП, Монгольское АТП |
Маршрут | Абаза– Улан-Гом– Тэс-Сомон | Минусинск– Кызыл– Тэс-Сомон | Минусинск– Кызыл– Тэс-Сомон | Абаза– Улан-Гом– Тэс-Сомон |
Методические рекомендации
Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов основан на проведении расчетов по разным схемам. Критерий выбора – минимум полных затрат. Расчеты проводят в несколько этапов.
1. Пользуясь данными табл.2, а также значениями расстояний, указанных на рисунке, рассчитать стоимость транспортировки Странс. нефтепродуктов по каждому из вариантов схем
Таблица 2
Тарифы за транспортировку, долл./ткм
Аскизское АТП | 0,06 |
Минусинское АТП | 0,064 |
Монгольский транспорт | 0,09 |
Внутренний тариф на перевозки в Монголии (0,09 долл./ ткм) существенно выше тарифов российских АТП, занятых в международных перевозках, в силу отсутствия большегрузного подвижного состава, высокой стоимости топлива, а также ряда других факторов.
Результаты расчета внести в таблицу 4.
2. Рассчитать стоимость подачи транспортных средств под погрузку Сподачи. Тариф за подачу транспорта к месту погрузки Тподачи =0,2 долл./км. В связи с тем, что месторасположение транспортных предприятий и нефтебаз в первой и второй схемах не совпадают, то возникают расходы, связанные с подачей автомобилей под погрузку. Стоимость подач определяется по формуле 1:
, (1)
где L — расстояние между транспортным предприятием и нефтебазой, км;
N – количество рейсов, необходимых для выполнения заданного объема перевозок, рассчитывается по формуле 2:
, (2)
где Q – общий объем перевозок, равный по договору 21000 т,
q – грузоподъемность автомобиля принимается из расчета средней грузоподъемности автопоезда 15 т.
Результаты расчета внести в табл.4.
3. Пользуясь данными табл.3, рассчитать стоимость перевалки нефтепродуктов на нефтебазах.
Таблица 3
Тарифная стоимость перевалки нефтепродуктов, долл./т
Нефтебаза | Тариф |
Абазинская нефтебаза | |
Минусинская нефтебаза |
Результаты расчета внесите в табл.4.
4. Рассчитайте полные затраты по трем вариантам схем транспортировки. Расчет выполнить в форме табл.4.
Таблица 4
Расчет полных затрат по схемам транспортировки нефтепродуктов
Стоимость | Схемы | ||
Транспортировки | |||
Подачи транспорта | |||
Перевалки | |||
ВСЕГО |
5. Выберите для реализации вариант схемы транспортировки нефтепродуктов, отвечающий критерию минимума полных затрат.
6. Сопоставьте размер затрат по оптимальному варианту схемы с базовым вариантом транспортировки нефтепродуктов, сформулировать вывод.
Варианты заданий для самостоятельной работы: