ВЫБИРАЕМ ЦВЕТНУЮ ФОТОПЛЁНКУ
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос “На что снимать”, волнует большинство продвинутых фотолюбителей. Хотя известно, что успех конкретной фотографии зависит не столько от применяемой плёнки, сколько от того, что и как изображено на фотографии, тем не менее, качество полученного изображения тоже играет важную роль. В результате изучения ассортимента фотомагазинов оказывается, что плёнок на витрине лежит много, а вот для чего они пригодны, так и остаётся тайной за семью печатями.
Послушать продавца, так всё плёнки отличаются только ценой и цветом коробочек, а если ориентироваться на рекламу плёнок в специализированной прессе, то окажется, что все плёнки оптимизированы для фотографирования всего, что придёт вам на ум и даже того, что вам на ум вообще никогда не пришло бы. На деле всё обстоит далеко не так просто, и в этом обзоре я хотел бы подробно, основываясь на личном опыте, рассказать вам о том, какие из цветных плёнок наилучшим образом пригодны для съёмки того или иного сюжета на 35-мм фотоаппарат.
|
|
Любительские или профессиональные?
Все цветные плёнки делятся на два больших класса: профессиональные и любительские. Если вы считаете, что любительские плёнки спроектированы для полных дилетантов с дешёвыми фотоаппаратами-мыльницами, то поздравляю вас - вы почти правы. Если же вы подумали, что качество фотографий, получающихся при этом, будет также дилетантским, то вот тут вы делаете непростительную ошибку. Относиться к любительским плёнкам пренебрежительно – значит не понимать того, для чего эти плёнки были спроектированы.
Прежде всего, стоит сказать, что почти все любительские плёнки отличаются более широкой фотоширотой по сравнению с профессиональными, а чем шире фотоширота плёнки, тем меньше она требовательна к точности экспонометрии фотоаппарата. По этой причине любительские плёнки как нельзя лучше подходят для недорогих фотокамер, как для мыльниц, так и для зеркалок начинающего уровня. (Фотоширота пленки (или динамический диапазон) – это отношение яркости самого яркого участка к самому темному). Измеряется в единицах экспозиции EV, также называемых “шаг» или «стоп». К примеру, при фотошироте любительской плёнки в 5-6 EV, она позволит ошибиться встроенному экспонометру до 2-х ступеней в любую сторону, и при этом снимок всё равно получится более-менее приемлемого качества. И наоборот, если вы зарядите в вашу “мыльницу” профессиональную плёнку с более узкой фотоширотой, к примеру 4EV, то вполне возможна ситуация, когда из-за ошибок экспонометрии ваш снимок потеряет важные детали в тенях или в светах. Так что, дорогостоящая профессиональная фотоплёнка рассчитана на профессиональный, точный экспозамер.
|
|
Вторым преимуществом любительской плёнки перед профессиональной является её “лояльность” к условиям хранения. Профессиональная фотоплёнка способна реализовать заданные характеристики только в особых условиях обращения с ней: на любой коробочке написано, что храниться она должна при температуре, не выше +15 градусов, а обрабатываться сразу же после экспонирования. Представьте себе ситуацию, когда вы поехали на юг отдыхать, или отправились в летний многодневный поход – когда вы ещё сможете добраться до родного пролаба и отдать ваши шедевры в обработку? Сердце кровью обольётся не раз, при думах о том, что время идёт, профессиональная плёнка теряет свои свойства, цвета расползаются в различных направлениях. Существуют, конечно же, специальные сумки-термосы для фотоплёнок, которые, как показывает мой личный опыт, также очень удобны для хранения в них пива. Так что, выбирая в этой ситуации между профессиональной плёнкой и пивом, призываю сделать профессиональный выбор и остановиться на любительских плёнках.
С другой стороны, при всех этих ограничениях, профессиональные плёнки спроектированы под оптимальное решение конкретных задач. Одни из них подходят наилучшим образом для портретов, другие – для репортажа, третьи – для съёмки моды и так далее. Ниже мы поговорим об этом подробнее. Большинство, но не все, из любительских плёнок имеют общее назначение, и одинаково хорошо работают в разных условиях съёмки, что, в общем-то, и требуется любителю: сегодня он снимает жену, завтра – дачный пейзаж, послезавтра – бурную вечеринку с товарищами, потом не снимает вообще ничего, а через неделю - жену снова, но уже в новом платье и с новой сумочкой. Так что, основным критерием при выборе фотоплёнки является точное знание того, что именно нам предстоит снимать на неё. Если сцена съёмки предельно ясна и нет жалоб на точность экспонометрии фотоаппарата – подберите соответствующую случаю профессиональную плёнку, на основании моих рекомендаций ниже. Если же вам неизвестно, что вам предстоит снимать – запаситесь лучше любительской плёнкой, она стерпит все ваши эксперименты, даже самые смелые.