Схема мотивационного объяснения, включающая посылку о предрасположенности исторического деятеля поступать рационально, может помочь также и в решении одной трудности, с которой проф. Дрей столкнулся в своей книге «на которую он ссылается в своем докладе. Согласно Дрею, имеются действия, которые квалифицируются как рациональные, несмотря на то что они были произведены без действительного взвешивания и расчета. И в самом деле, в своей книге он доказывает, что в той море, в какой некоторое действие оказывается целесообразным вообще - причем безразлично, на каком уровне сознания было принято решение осуществить данное действие - оно может быть объяснено рациональным способом, так как «имеется принципиальная возможность расчета таких действий» и «человек, совершивший эти действия, мог бы проделать такой расчет, если бы он имел достаточное время или по крайней мере мог бы проделать его уже после совершения действия»19. Но так как, по гипотезе, никакой расчет или обдумывание действия не имели места и соображения рациональности фактически не играли никакой роли в поступках данного лица, то их объяснение ссылкой на возможные расчеты представляется мне просто фиктивным.
Отвечая на возражение Новелл-Смита, который, по-видимому, имел в виду как раз это обстоятельство, проф. Дрей в своем докладе снова утверждает, что цели, приводимые в мотивационном объяснении поступка, не должны обязательно приниматься в расчет историческим деятелем при совершении им своих действий. К этому он добавляет, что наше понимание этого действия может возникнуть при осознании рациональной связи между данным действием и мотивами и представлениями, которые мотивационное объяснение приписывает этому деятелю. Но и в данном случае факт осознания нами такой логической связи, безусловно, не может привести нас к пониманию того, почему это действие было предпринято, так как, согласно предположению, человек, совершивший действие, совсем не осознавал этой связи.
Однако нам кажется, что проф. Дрей, считая некоторые из действий, которые были предприняты «мгновенно», без размышлений, сходными с действиями, выросшими на основе тщательного обдумывания, прав в одном отношении. И это его положение можно оценить по заслугам, только придавая ему несколько отличную (опять же основывающуюся на принятии посылки предрасположенности!) трактовку. В соответствии с ней «рациональное объяснение» такого действия достигается приписыванием данному лицу определенных поведенческих предрасположений, приобретенных им в процессе обучения. Начальные же фазы этого процесса действительно включают сознательное размышление и обдумывание. Обратите внимание, например, какие разнообразные и сложные движения требуются для того, чтобы печатать на машинке, вести автомобиль по дороге с оживленным движением, сверлить и пломбировать зуб. Все эти движения заучены в процессе обучения, которое включало более или менее сложную работу мысли в своих начальных фазах. Но со временем все эти движения стали «второй натурой» человека и совершаются им автоматически, без сознательного обдумывания или при очень небольшом участии сознания.
Конкретный поступок такого рода не может быть тогда объяснен с помощью воспроизведения того расчета или размышления, которого данное лицо фактически л не совершало, равно как и с помощью указания на то, чти его действия соответствовали каким-то его предполагаемым целям. С другой стороны, он мог бы быть объяснен, если бы мы представили его как проявление общего поведенческого стереотипа этого человека, приобретенного им в процессе обучения только что упомянутым способом 20. Очевидно, что н это производное мотивационное объяснение явится объяснением, основывающимся на широкой трактовке понятия предрасположенности, а отсюда оно должно по своему логическому типу относиться к объяснениям с помощью охватывающих законов.
Принятие нашей общей только что сформулированной концепции мотивационного объяснения отнюдь не требует от нас отрицания того, что, как правильно подчеркивает проф. Дрей, историки, вводя мотивы в объяснение действий, обычно стремятся показать, что действие «имело смысл» при подходе к нему с точки зрения его целей и идеи, которые его вызвали. В равной мере мы не отрицаем и того, что раскрытие этого смысла может доставить большое интеллектуальное наслаждение. Мы, скорее, попытались доказать, что — даже отвлекаясь от весьма большой проблематичности самого понятия рациональности (правильности) — простое указание на осмысленность, необходимость действия в данной ситуации не может считаться при строго логическом подходе достаточным объяснением того, почему данное действие было действительно предпринято.
[1] Более полное описание дедуктивно-номологической модели см., например: C.G.Hempel. The Function of General Laws in History. – “The Journal of Philosophy”. 39 (1942). P. 35-48. Перепечатано в Theories of History, ed. P. Gardiner, Glencoe III (Free Press, 1959), p. 344-356. См. также: C.G.Hempel and P.Oppenheim. Studies in the Logic of Explanation. – “Philosophy of Science”, 15 (1948), p. 135-175. Первая из этих статей рассматривает применимость теории «охватывающих» законов к историческому объяснению. Более детальный анализ индуктивно-вероятностного объяснения был предпринят нами в статье “Deductiv-Nomological vs. Statistical Explanation”. В кн.: Minnesota Studies the Philosophy of Science, eds. H. Feigl and G. Maxwell, (Minneapolis: University of Minnesota Press, 1962), p 98-169.
[2] Условие данного типа легко может быть сформулировано таким образом, что оно будет относиться не только к объяснениям отдельных событий или состояний, но и к объяснению таких общих характеристик объектов, как, например, характеристики, выражаемые с помощью второго закона Кеплера. Однако объяснения последнего рода, рассматриваемые во второй и третьей части статьи, упомянутой в первом разделе, не анализируются в данной статье, как не относящиеся к ее предмету.
[3] M. Scriven. Explanation and Prediction in Evolutionary Theory. – “Science”, 130 (1959), p. 480
[4] Ibid.
[5] В конце данного раздела будет предложена иная производная интерпретация теории объяснения конкретных событий при помощи «охватывающих» законов.
[6] Суть того, что я сказал об индивидуальных событиях и их объяснении, были коротко, но вполне четко изложен в моей статье “The Function of General Laws in History”, Teories of History (Glencoe III., 1959) sec. 2.2.
[7] M.Mandelbaum. Historical Explanation: The Problem of “Covering Laws”. – “History and Theory”, 1 (1961),
p. 233
[8] Дж. Питт, очевидно, понимает полноту и неполноту объяснения именно в этом смысле, см. его: Generalizations in Historical Explanation. – “Journal of Philosophy”, 56 (1959), р. 580—581.
[9] W.Dray. Laws and Explanation in History (London: Oxford University Press, 1957), p. 124
[10] Ibid., p. 122
[11] Ibid., p. 132
[12] Например, К- Джибсон в своей весьма фундаментальной книге The Logic of Social Enquiry (London: Routledge and Kegan Paul; and New York” Humanities Press, 1960) утверждает: «Может быть много различных альтернативных способов достижения цели. Поступать рационально... это значит выбирать, основываясь на анализе обстоятельств, наилучший способ» (стр. 160). И, согласно Джибсону, «с логической точки зрения элементарно, что если даны определенные обстоятельства, то может существовать только один наилучший способ достижения некоторой цели» (стр. 162).
[13] Четкое описание и сравнительный анализ подобного критерия см.: R.D.Luce and H. Raiffa. Games and Decisions (New York: John Wiley & Sons, 1957) ch. 13
[14] G.Ryle. The Concept of Mind (London: Hutchinson’s University Library. 1949). Взгляды, развиваемые здесь, несколько отличаются от того, что дает нам профессор Райл. Для того чтобы что подчеркнуть, я говорю об анализе предрасположенностей «в широком смысле». Более полное рассмотрение данного вопроса см. в моей статье “Rational Achion”. – B: Proceedings and Addresses of the American Philosophical Association, vol. XXXV (Yellow Springs, Ohio: Anthioch Press, 1962). Раздел 3.2 этой статьи, в частности, специально посвящен анализу моих разногласий с точкой зрения профессора Райла.
[15] Подобное возражение действительно было сделано профессором р. Брандтом
[16] Эта идея рассматривается более полно в моей статье Explanation in Science and in History”. В кн.: Frontiers of Science and Philosophy, ed. R.G.Golodny (Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1962) dec.6.
17 Dray. Op. cit., p. 214
18 J. Passmore. Review Article: “Law and Exрlanation in History”. – Fustralian Journal of Politics and History”, 4 (1958), p. 275.
Ниже Пэссмор замечает мимоходом, что мотивационное объяснение эквивалентно объяснению, включающему некоторую общую посылку, ибо принять некоторый «мотив» за действительное объяснение поведений некоторого человека означает утверждать общее положение следующей формы: с Люди типа X в ситуации У ведут себя таким образом, что их поведение подчиняется принципу Z ".
19 Dray. Op. cit., p. 123
20 Аналогичным образом И. Шеффлер обращает внимание на значение приобретенных автоматических навыков для понимания некоторых форм целенаправленного поведения, осуществляющегося машинально. См. его: Thoughts on Teleology. – “British Journal for the Philosophy of Science”, 9 (1959).