Роль международных компаний в мировой экономике

Возникновение международных корпораций явля­ется закономерным результатом развития мировой экономики и международных экономических отноше­ний, с одной стороны, и мощным фактором их разви­тия, с другой.

Международные корпорации, возникнув в конце XIX века, прошли достаточно долгий путь эволюцион­ного развития, в процессе которого изменялись при­оритеты их форм и сфер деятельности, внутрикорпо­ративная структура и стратегия.

I этап (конец XIX — начало XX века) возникно­вения международных корпораций связан с транснаци­ональной деятельностью промышленных монополий метрополии, которые вовлекли в орбиту своих экономи­ческих интересов сырьевую базу колоний, дополнили отношения политической зависимости колоний их эко­номической зависимостью, объединили своими связями многие страны и привели в конечном счете к созданию мирового капиталистического хозяйства.

II этап (период между двумя мировыми война­ми) характеризовался тем, что подготовка ко второй мировой войне, рост государственных расходов на военные цели предопределили развитие международных корпораций в форме военно-промышленных трансна­циональных компаний, производящих вооружение, боеприпасы, амуницию. Они сохранили свою мощь и в настоящее время.

НаIII этапе (50-е годы) интенсивно развиваются международные компании интегрирующего типа как по капиталу происхождения головной компании (мно­гонациональные компании, что особенно характерно для стран Западной Европы), так и по сфере деятель­ности. Интеграция производства до 60-х годов шла по горизонтали и по вертикали, был создан не только мировой рынок сырьевых, но и промышленных това­ров. Завоевание рынка, производство товаров массово­го спроса для потребителей с высоким жизненным стан­дартом в промышленно развитых странах и перевод грязных и трудоемких производств в развивающиеся страны становятся стратегическими целями развития международных корпораций в форме транснациональ­ных и многонациональных компаний.

На IV этапе (60-е - 70-е годы XX века) между­народные корпорации, используя достижения НТР, преимущества межстрановой кооперации производства и поддержку правительств своих стран все в большей степени ориентировались на внешнеэкономическую сферу своей деятельности, которая становилась для них основным источником их прибыли. В этот период за­рубежные филиалы и предприятия международных корпораций, работая по единым стандартам и принци­пам с материнской компанией в сфере производства, сбыта, менеджмента стремятся преодолеть сложивше­еся негативное отношение в принимающих странах (приведшее к национализации многих из них) и стать органичной частью их национальных экономик. С этой целью многие международные компании отказывают­ся от стратегии сброса грязных производств в развива­ющиеся страны, становятся проводниками достижений НТП в периферийные страны, используют нацио­нальные инженерно-технические кадры, вступают в партнерские отношения с местными фирмами, интег­рируя их в свой состав.

На этом этапе международные корпорации приоб­ретают и другие качественно новые черты: происходит отказ от четкой отраслевой ориентации; промышлен­ный капитал все теснее переплетается с финансовым и торговым, наукой; активизируются процессы унифи­кации и стандартизации производства, НИОКР. На этой базе они превращаются в комплекс международ­ного производства, науки, капитала, товаропроводящей сети, новых форм маркетинга и менеджмента.

На современном этапе (начавшемся в 80-е годы и продолжающемся в настоящее время) появляет­ся новая форма международных корпораций — гло­бальные, качественные отличия которых от ранее рас­смотренных проявляются в следующем:

во-первых, они работают в рамках общемировой глобальной стратегии, нацеленной на завоева­ние уже не отдельных сегментов мирового рын­ка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции, которой подчинены производство, НИОКР, корпоративное управление, производство новых видов товаров и услуг, глобальный маркетинг и послепродажное обслуживание, постоянная связь с потребителя­ми (реальными и потенциальными);

во-вторых, они используют глобальные факторы производства (капитал, рабочую силу, природ­ные ресурсы, предпринимательские способности). 380 крупнейших корпораций сосредоточили сегод­ня в своих руках 40% глобального потенциала и 80% технологических нововведений;

в-третьих, они создали систему глобального международного производства, размещенного в большинстве стран мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: