Дистанционное, индивидуальное обучение и дифференцированный подход при научно-исследовательской работе с учащимися и учителями в школе

В журнал «Экономика и социум», в рубрику «Современные науки и образование».

Наймарк Елена Александровна, учитель школы № 175 Калининского района Санкт-Петербурга, методист 1 категории

Дистанционное, индивидуальное обучение и дифференцированный подход при научно-исследовательской работе с учащимися и учителями в школе.

Дифференциация и индивидуальный подход при повышении качества образования необходимы для развития познавательной активности, а также приобщению к высокой исследовательской культуре, то есть ознакомление с такими методами и приемами, наблюдение, эксперимент, абстрагирование, идеализация, моделирование, индуктивным и дедуктивными подходами, новыми формами работы (стендовым докладом, эссе с субъектным анализом). В наше время, когда важна не столько материальная продуктивность, конкретные результаты, выполнение всех поставленных целей, но и мыслительная деятельность, умение переждать, креативно осмыслять происходящее, нестандартно делать выводы вместе с учителем, необходимо уметь совершенно по- разному (с индивидуальным подходом) «удаленно» учиться. Для получения информации по научно-исследовательской работе можно обратиться к современной литературе (см. наши статьи в журнале «Экономика и социум»), журналам «Методист», «Народное образование», «Исследователь» и т.п. Большое внимание нами уделено одному из основных сайтов России по следовательской работе http://www.researcher.ru/. Чтобы получить научные сведения о дистанционном образовании, можно также обратиться к вышеперечисленным изданиям, есть сильные статьи на эту тему в журнале «Экономика и социум».

При этом высокие душевные качества, интеллигентность, умение общаться, порядочность, гуманность очень важны. Они идут наряду со сложной интеллектуальностью, внутренней культурой.

Индивидуально, дистанционно высылаются электронные материалы, выдвигаются темы для активного обсуждения и разработки по «Скайпу», на видеоконференциях, вебинарах. Почти каждое занятие (кроме лекционных и промежуточно-зачетных) сопровождается обширным раздаточным материалом, презентациями, видеоматериалами. Особенно видны с помощью средств дистанционного обучения схематические рисунки, схемы, диаграммы, фильмы.

С помощью Скайпа, социальных сетей, Moodle, вебинаров возможно обучить художественному письму, блестящим эссе, стендовым докладам. Удобны настоящие инструменты для компаративистики, обсуждения большого количества наглядности. Самые главные принципы-индивидулизм, креативность и демократичности.

Мы провели, небольшой фронтальный письменный опрос, близкий по формату, к тестовым мониторингам в 6 «1» классе школы 175 Калининского района на тему: «Как будет происходить дистанционное обучение, если учитель заболел?» и 100% опрошенных показали точные, правильные, глубокие знания, компетентность в деле пользования «Скайпом». Они продемонстрировали мотивацию к диффернцированному, дистанционному обучению, желание узнать больше о проектировании, готовность к тому, что настоящая форма аттестации зачтется как единственная при проверке проектов. Был дан заказ на индивидуальный подход (важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка)

Для него применяются различные методы исследования: наблюдение, специальные тесты, естественный эксперимент и др. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.
Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода.
Один их путей индивидуального подхода – дифференциация обучения. Основная форма работы при этом-- р аспределение учащихся по группам.

Применяемые при дистанционном обучении (общении учителя и ученика на расстоянии) информационные технологии можно разделить на три группы:

§ технологии представления образовательной информации;

§ технологии передачи образовательной информации;

§ технологии хранения и обработки образовательной информации.

К образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования в дистанционном обучении, относятся:

§ видео-лекции;

§ мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы;

§ электронные мультимедийные учебники;

§ компьютерные обучающие и тестирующие системы;

§ имитационные модели и компьютерные тренажеры;

§ консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств;

§ видеоконференции.

Существует большой набор средств, которые могут быть использованы для решения этой задачи, например, учебник по Истории России А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной издательства «Клио софт», тестовые системы на сайтах Вузов и школ (вход с паролем со студентами).

Наиболее широкое распространение получили следующие:

электронная почта; чат; форум; блог; видео- и аудиоконференции.

Мы особенно эффективно используем «Skype» с системой вопросов-ответов, пересылкой докладов. Технология разговоров с помощью Интернет видео телефона по данной программе была понята, исходя из опроса 6 «1» класса, школы № 175 Калининского района. Мы также считаем и до сих пор наиболее эффективным способом инструкции, таблицы с домашними заданиями, легкие для понимания и использования по ним учебников, раздаточных материалов. Для научно-исследовательской деятельности мы широко используем памятки, краткие схемы, планы, рекомендации, как писать эссе, стендовые доклады, доклады с субъектным анализом, особой, творческой, редкой интерпретацией.

При перечисленных выше средствах дистанционного обучения нецелесообразно использовать многочисленные инструкции, многословные памятки, информационные карты. Следует присылать схемы, научно-методические материалы для ознакомления и использования. Тогда можно будет учить установки к научной работе. Новаторским видится предложение, согласно которому содержание семинарских модулей по НИР для школьников и взрослых выкладывается сначала в «Виртуальный университет» «Nsportal», а потом на портал «Завуч.ру». Далее материалы рассылаются респондентам по электронной почте, «Скайпу» в режиме вебинара. Таким образом, материалами для модулей можно широко пользоваться. В деле освоения сложных исследовательских европейских и российских методов работы нам помогло обучение в двух аспирантурах ЕУ СПб, и освоение требований, которые предъявляются к молодым ученым в «Приказе Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. N 814 "Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)». Важно «Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от: 16 марта, 27 ноября 2000 г., 17 февраля 2004 г., 26, 28 марта 2014 г. Мы использовали также нормативные законные акты, регламентирующие управление качеством образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: