Бесплатное дистанционное обучение

Процесс дистанционного обучения

Первое занятие, которое должен пройти студент, зарегистрировавшись на сайте учебного заведения, – это ознакомительный курс по работе в системе дистанционного обучения. Зайдя в свой личный кабинет, учащийся получает «электронную зачетку». Это список дисциплин, которые ему предстоит изучить и сдать по ним зачеты и экзамены. В электронной библиотеке (на сайте вуза) студент, как правило, может найти все необходимые учебные пособия и материалы.

Согласно расписанию, также расположенному на сайте, учащиеся дистанционно присутствуют на on-line лекциях и участвуют в семинарах. По возникающим вопросам можно обратиться к преподавателямили тьюторам, а также, если есть такая возможность, к своим виртуальным однокурсникам.

В зарубежных вузах всё большую популярность набирает так называемое «комбинированное обучение» (Blended learning). Это симбиоз традиционного заочного образования с on-lineобучением. Студентам не требуется ежедневно посещать учебное заведение. Однако живое общение с однокурсниками и преподавателями все-таки периодически происходит. Студенты вузов и колледжей, совмещающие работу и учебу по заочной форме с использованием дистанционных технологий, имеют право на дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка для сдачи сессии.

Бесплатное дистанционное обучение

Зачастую сайты, которые предоставляют бесплатные образовательные услуги дистанционно, не что иное, как электронные библиотеки. Материал (текстовые или видео-лекции) здесь отсортирован по темам. Доступ к нему может получить каждый без заполнения анкет и подтверждения уровня образования. Чтобы пройти какой-либо образовательный курс с помощью подобных сайтов, необходимо обладать хорошей силой воли или огромным желанием изучить выбранный предмет. Ведь это настоящее самообразование: учащихся никто не контролирует, здесь нет проверочных тестов.

Некоторые сайты, предоставляющие бесплатное дистанционное образование, могут выдавать выпускникам электронные свидетельства или дипломы негосударственного образца, которые высылают на электронный адрес. Этот диплом будет единственным «документом», подтверждающим полученные знания.

Не выходя из дома, возможно также научиться какому-то прикладному виду искусства, азам игры на некоторых музыкальных инструментах или вокалу. В приобретении нового хобби могут помочь многочисленные обучающие видео, которые находятся в свободном доступе в сети Интернет. Если повезет, можно найти видео-уроки от настоящих профессионалов.

Однако полноценное, качественное дистанционное образование, которое ничем бы не уступало образованию, полученному очно, можно получить только платно. Учебные заведения должны пройти государственную аккредитацию и иметь лицензии на выполнение данной деятельности. Только в этом случае они имеют право выдавать своим выпускникам дипломы и свидетельства государственного образца.

В учебных заведениях, предоставляющих платное дистанционное обучение, бесплатными могут быть только ознакомительные (пробные) версии лекций, уроков, тренингов, а также вводные обучающие программы по работе в системе. Иногда людям с ограниченными физическими возможностями предоставляются льготы.

Формы дистанционного обучения

Лекция

(от лат. lectio– чтение) – устное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.

Лекционное занятие в системе дистанционного обучения представляет собой набор страниц (печатных или электронных) с необходимым учебным материалом, который студент должен изучить самостоятельно. Часто лекция представлена в виде аудио- или видеофайла. В том и другом случае живой контакт учащегося с преподавателем исключен.

Однако при использовании аудио-, видеоконференций и телемостов можно организовать и «живую»лекцию.

Иногда в заключение каждой части мультимедиа-лекции задается вопрос по изложенному в ней материалу. Только правильно ответив на этот вопрос, можно перейти к следующему разделу лекции.

Семинар

Это форма учебных занятий, в которой теория обязательно опирается на практику.

Семинары при дистанционном обучении могут проводиться как в асинхронном, так и в синхронном режиме. Они представляют собой электронные дискуссии (Интернет-форумы).

Непосредственно дискуссии предшествует подготовительный этап. За неделю до начала занятия студенты получают от преподавателя задание к семинару и список литературы к изучению. Преимущество асинхронного семинара (текстового форума) заключается в том, что студент может присоединиться к обсуждению в любой момент, изучив при этом историю развития беседы. Однако семинары при дистанционном обучении эффективнее проводить в режиме on-line. Для этого все участники семинара должны быть в сети одновременно.

Семинары могут проводиться и в виде web-конференций. Подобные занятия практически не отличаются от традиционных очных, так как участники видят друг друга на мониторах своих компьютеров.

Самостоятельная работа

Это форма занятий школьников и студентов без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время.

При дистанционном обучении возможности применения этой формы занятий расширяются. Студенты работают самостоятельно не только с литературой, но и с обучающими программами, тестами, информационными базами данных. Они самостоятельно изучают лекции, готовятся к семинарам и практическим работам. При достаточном оснащении студентов методическими материалами доля самостоятельной работы может составлять две трети всей семестровой нагрузки.

Научно-исследовательская работа

Это работа учащихся, заключающаяся в проведении исследований с целью проверки научных гипотез, установления закономерностей, приобретения новых знаний и расширения уже имеющихся.

Как и при очной форме обучения, прежде чем приступить к написанию реферата или курсовой работы, студент получает у преподавателя свой вариант задания. Если в процессе работы возникают вопросы, возможна консультация. Консультацию можно получить как on-line (Интернет-телефонии, Skype), так и off-line, связавшись со своим тьютором посредством электронной почты или чат-программ. Выполнив задание, учащийся отправляет готовую работу преподавателю на проверку так же в электронном виде.

Кроме этого, к научно-исследовательской работе можно отнести олимпиады и викторины, которые легко проводить в условиях дистанционного обучения с помощью тех же чатов, on-lineтестирования и других современных информационных технологий.

Учебная консультация

Это индивидуальное или групповое учебное занятие, проходящее обычно в форме беседы преподавателя с учащимися. Цель подобных занятий – расширение и углубление знаний обучающихся.

При дистанционном обучении велик объем самостоятельной работы учащихся, поэтому необходимо организовать для них постоянную поддержку со стороны преподавателей. Эта поддержка заключается в предоставлении консультаций. Консультации могут проводиться в традиционной форме – очно. Для этого студент должен придти лично в вуз или его филиал. Off-lineконсультация представляет собой переписку учащегося с преподавателем с помощью электронной почты. Обычно она является самым популярным видом решения возникающих вопросов. On-lineконсультации – это общение в программах типа ICQ и Skype.

Все эти виды консультаций сочетаются в процессе обучения.

Учебные олимпиады

Это состязания школьников или студентов, требующие от них демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин.

В дистанционных олимпиадах, викторинах, турнирах и конкурсах могут участвовать школьники 1-11 классов, студенты и взрослые, как индивидуально, так и группами. Одно из условий участия – наличие компьютера и возможности выхода в Интернет. Локальный организатор (учитель, преподаватель, родитель) определяет количество участников и отправляет заявку организаторам олимпиады. Как правило, подобные испытания платные, однако встречаются и бесплатные мероприятия.

Организатор олимпиады высылает учителю инструкции и рекомендации по проведению испытаний, а также комплект заданий с условиями их выполнения. Олимпиада может быть организована в форме обычной контрольной работы в школьном классе (аудитории вуза). Обычно на её проведение отводится от одного до трех часов. Однако каждый участник может выполнить ее и дома на личном компьютере, получив задание по электронной почте. Бланки с решенными заданиями (в электронном виде) отправляются обратно организатору на проверку.

Дипломы победителям и призёрам могут быть отправлены как в электронном виде, так и на бумажном носителе по обычной почте.

Плюсы и минусы дистанционного образования

Плюсы

+ Возможность обучаться в любое время

Студент, обучающийся дистанционно, может самостоятельно решать, когда и сколько времени в течение семестра ему уделять на изучение материала. Он строит для себя индивидуальный график обучения. Некоторые образовательные учреждения предоставляют своим студентам возможность откладывать обучение на длительный срок и возвращаться к нему без необходимости снова оплачивать образовательные услуги.

+ Возможность обучаться в своем темпе

Учащимся дистанционно не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции, перечитать переписку с преподавателем, а уже известные темы можно пропустить. Главное, успешно проходить промежуточные и итоговые аттестации.

+ Возможность обучаться в любом месте

Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке мира. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение – несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями здоровья, для проживающих в труднодоступных местностях, отбывающих наказание в местах лишения свободы, родителей с маленькими детьми.

+ Учеба без отрыва от основной деятельности

Дистанционно можно обучаться на нескольких курсах одновременно, получать очередное высшее образование. Для этого совсем не обязательно брать отпуск на основном месте работы, уезжать в командировки. Существуют образовательные организации, которые организуют корпоративное обучение (повышение квалификации) для сотрудников фирм и госслужащих. В этом случае учеба не прерывает трудовой стаж, а изученные вопросы можно сразу применить в трудовой деятельности.

+ Высокие результаты обучения

Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного материала студент-дистанционник изучает самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. А возможность сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.

+ Мобильность

Связь с преподавателями, репетиторами осуществляется разными способами: как on-line, так и off-line. Проконсультироваться с тьютором с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу при очном или заочном обучении.

+ Доступность учебных материалов

Обучающимся дистанционно незнакома такая проблема, как нехватка учебников, задачников, методичек. Доступ ко всей необходимой литературе открывается студенту после регистрации на сайте университета, либо он получает учебные материалы по почте.

+ Дистанционное образование дешевле

Если сравнивать обучение по отдельно взятой специальности на коммерческой основе очно и дистанционно, то второе окажется дешевле. Студенту не приходится оплачивать дорогу, проживание, а в случае с зарубежными вузами не нужно тратиться на визу и загранпаспорт.

+ Обучение в спокойной обстановке

Промежуточная аттестация студентов дистанционных курсов проходит в форме on-line тестов. Поэтому у учащихся меньше поводов для волнения перед встречей с преподавателями на зачетах и экзаменах. Исключается возможность субъективной оценки: на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияет успеваемость студента по другим предметам, его общественный статус и другие факторы.

+ Удобство для преподавателя

Учителя, репетиторы, преподаватели, занимающиеся педагогической деятельностью дистанционно, могут уделять внимание большему количеству учеников и работать, находясь, например, в декретном отпуске.

+ Индивидуальный подход

При традиционном обучении преподавателю довольно трудно уделить необходимое количество внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Кроме того, что учащийся сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить у тьютора ответы на возникающие вопросы.

Минусы

- Необходима сильная мотивация

Практически весь учебный материал студент-дистанционник осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.

- Дистанционное образование не подходит для развития коммуникабельности

При дистанционном обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.

- Недостаток практических знаний

Обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам или учителям «живой» практики.

- Проблема идентификации пользователя

Пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли студент сдавал экзамены или зачеты, - это видеонаблюдение, что не всегда возможно. Поэтому на итоговую аттестацию студентам приходится лично приезжать в вуз или его филиалы.

- Недостаточная компьютерная грамотность

В России особенная потребность в дистанционном образовании возникает в отдаленных районах. Однако в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет.

Федеральный закон.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) во Главе 2 Статья 16 прописана Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В феврале 2012 года внесены поправки в законодательство об образовании, согласно которым (Федеральный закон от 28.02.2012 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий») электронное образование и дистанционные образовательные технологии (ДОТ) могут использоваться во всех образовательных программах, реализуемых учебными заведениями, при всех формах обучения.

В законе четко установлено, что под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Кроме того, определено, что в структуру федеральных государственных образовательных стандартов впредь будут включаться требования о создании условий, обеспечивающих использования электронного обучения и дистанционного образования.

Более того, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», вступающем в силу 1 сентября 2013 года, появилась специальная статья, детально регламентирующая понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии». В частности, в п.1 ст.16 названного закона впервые сформулировано, что «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников».

Таким образом, в настоящее время дистанционное обучение и образование полностью «легализованы» законодателем и являются абсолютно равноправной формой обучения по отношению к традиционным.


ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Активное внедрение системы дистанционного обучения в общеобразовательную сферу РФ произошло в конце 90-х годов прошлого века, когда дистанционное обучение было узаконено.
Модели дистанционного образования были переняты у ряда западных стран, имеющих передовой опыт в области электронного образования. Появление дистанционного обучения стало очевидной необходимостью в ответ на интенсивное развитие информационных и коммуникационных технологий. Оценив данную ситуацию, а также неограниченные возможности, которые открывает удаленное обучение, в вузах РФ стали открываться дистанционные отделения.

На сегодняшний день в России существуют следующие виды и формы электронного образования:

· Заочные образовательные подразделения в традиционных вузах;

· Консорциум институтов;

· Открытые дистанционные институты;

· Виртуальные институты.

Основные характерные черты нового образования заключаются в следующем:

·Свободное и совместное планирование учебного графика. Студент вместе с преподавателем составляет график проведения занятий и сдачи экзаменов.

·Неограниченные возможности для поступления. Это, пожалуй, одна из самых наилучших возможностей получения образования для всех социальных категорий населения. Для поступления необходимо лишь достичь 18-го возраста и иметь документ о наличии среднего образования.

·Свобода выбора места обучения. Это означает, что лекции проводятся не в аудиториях, а любых удобных для абитуриентов местах: дома, в офисе и т. д..

·Доступность обучения. По подсчетам экспертов дистанционное образование стоит на 25 % дешевле традиционной формы обучения. Кроме того, данные специалисты утверждают то, что она может быть снижена в будущем еще в 2 раза. Поскольку данная система не столь затратная, как привычные формы организации учебного процесса.

На сегодня практически в любом областном центре России открыты дистанционные центры, отделения, техникумы, колледжи, вузы.

С каждым годом все явнее становится необходимость повышения уровня квалификации, в виду того, что знания быстрее устаревают. Благодаря электронному образованию, специалист сможет достичь профессионального роста и неоднократно повышать уровень собственной квалификации, находясь у себя на родине.

Некоторые популярные вузы России и центры дистанционного обучения:

·Международная академия бизнеса (www.iba.ru)

·Дальневосточный государственный университет (tidot.wl.dvgu.ru)

·Академия менеджмента и рынка (www.morozov.ru)

·Институт дистанционного образования Томского государственного университета (www.ido.tsu.ru)

·Ассоциация «Открытый университет Западной Сибири» (www.ou.tsu.ru)

·Институт открытого бизнес-образования и дизайна (www.obe.ru)

·Институт дистанционного образования Российского университета дружбы народов (www.ido.edu.ru)

·Центр дистанционного образования Байкальского института бизнеса и международного менеджмента Иркутского государственного университета (www.edu.buk.irk.ru)

·Центр дистанционного образования Алтайского государственного университета (www.dcn-asu.ru)

·Московский энергетический институт (технический университет) —www.do.miee.ru

·Институт международного образования в России (www.iie.ru)

·Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации — FAST-Центр (www.fast.ane.ru)

·Евразийский открытый институт (www.eoi.ru)

·Всероссийский заочный финансово-экономический институт (www.vzfei.ru)

·Московский университет имени С. Ю. Витте (до 2 ноября 2011 года —Московский институт экономики, менеджмента и права, МИЭМП) —www.muiv.ru

·Томский межвузовский центр дистанционного образования (подразделение ТУСУР - Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники) — www.tcde.ru

·Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) — www.mesi.ru

·Международный институт экономики и права (www.miep.ru)

·Российский государственный институт открытого образования (РГИОО) — www.openet.ru

·Центр дистанционного обучения Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (www.cdl.bmstu.ru)

·Региональный финансово-экономический институт (www.rfei.ru)

·Виртуальное представительство Института психологии и педагогики (www.ppsy.ru)

·Московский налоговый институт (МНИ) — www.nalog-i.ru

·Российский новый университет (www.rosnou.ru)

·Российская Академия предпринимательства (www.rusacad.ru)

·Московская финансово-юридическая академия. Институт дистанционного образования (www.do.mfua.ru)

·Московская высшая школа социальных и экономических наук (www.msses.ru)

Список литературы:

http://www.moeobrazovanie.ru/formy_distancionnogo_obycheniya.html

http://base.garant.ru/70291362/2/

http://www.moeobrazovanie.ru/besplatnoe_distancionnoe_obuchenie.html

http://www.moeobrazovanie.ru/plusy_i_minusy_distancionnogo_obrazovaniya.html

http://www.moeobrazovanie.ru/process_distancionnogo_obucheniya.html

http://www.moeobrazovanie.ru/distancionnoe_obuchenie.html

http://studynote.ru/studgid/abiturientu/distantsionnoe_obrazovanie_v_rossii/

http://vuz.edunetwork.ru/articles/77/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: