Серьёзные преобразования, произошедшие в политической и экономической сферах российского общества, не могли не сказаться на сфере культуры. Важной особенностью существования её институтов в настоящий момент является функционирование в условиях развития рыночных отношений.
В новых условиях изменились и театр, и зритель. Сегодня культурные потребности отошли на второй план, большинство населения озабочено проблемой выживания, преобладают домашние или пассивные формы проведения свободного времени. Преодоление существующих ныне острых противоречий в духовной жизни страны требует мобилизации всех внутренних сил общества, максимального использования самых разных факторов, влияющих на развитие личности. Одним из сильнейших в этом ряду является искусство. Но сегодня общение с театральным искусством становится более поверхностным, чем в советскую эпоху, ослабевает его развивающая и усиливается развлекательно-релаксационная роль. Если раньше театр был лидером общественной мысли, то сегодня для публики первостепенное значение имеет театр как место отдыха.
|
|
До начала перестройки существовали только государственные стационарные театры, строго определялись репертуар, количество премьер, спектаклей для детей, по произведениям классиков русской литературы и т.д. В настоящее время существуют не только государственные, но и частные театры. Появилась «новая» форма организации театрального дела – антреприза. Театр находится на самоокупаемости, дотации из бюджета не покрывают даже расходов на заработную плату. Работники театра получили большую свободу творчества и самовыражения, но утратили чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне.
Для того чтобы мог реализоваться весь потенциал театрального искусства, необходимо обеспечить соответствующие условия для распространения и освоения театральной продукции, которая должна способствовать повышению качества досуга населения. Для совершенствования деятельности института театра существенную роль играют социологические исследования.
Исследования в области театрального искусства имели место в России уже в XIX веке, после революции 1917 года они стали более систематическими. В 20-ые годы регулярные исследования театра стали проводиться в театре РСФСР под руководством В. Мейерхольда и в Театре юного зрителя в Ленинграде. С середины 20-х годов изучением зрителей стали заниматься научно исследовательские учреждения и организации. Отличительной чертой первых исследований театра была их практическая направленность на изучение зрительского восприятия спектакля.
|
|
После долгого перерыва изучение функционирования театра возродилось в период общественной оттепели конца 50-х годов. На этом этапе развития социологии театра акцент ставится на изучение взаимоотношений театра и публики.
В 70-е годы функционирование театра рассматривалось в контексте происходящих социальных процессов.
В сложившихся условиях перехода современного российского общества к рыночным отношениям, в свете изменения социальной роли театра в жизни общества, смены типов взаимодействия театра с другими социальными институтами – политическими, экономическими, образовательными, культурными и обретения им новых социальных функций в условиях становления социальных отношений нового типа, изучение социокультурного института театра приобретает особую важность. Театр, выполняющий ряд важных социальных функций нуждается в общественной и государственной поддержке, в принятии закона о театре, в формировании новой системы найма актёров и в разработке социальной политики, касающейся всех участников взаимодействия «театр – зритель».
Список литературы
1. Театр. Обзорная информ. Вып. I. – Социологические исследования театрального искусства. М., 1983. С. 159.
2. Алексеев А.Н., Дмитриевский В.Н. Театр и зритель. Проблемы социологии театрального искусства. М., 1973.
3. Бэнтли Э. Жизнь драмы. М., Айрис Пресс, 2004.
4. Дадамян Г.Г. Социально-экономические проблемы театрального искусства. М., ВТО, 1982.
5. Дмитриевский В.Н. Основы социологии театра: История, теория, практика. М., ГИТИС, 2004.
6. Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие. Т. 1. М., 1952.
7. Станиславский К.С. Собр. соч., Т. 3. М., Искусство, 1955.
8. Д.Ю.Столяров, В.В.Кортунов Учебное пособие по культурологии/ http://philosophy.ru/edu/ref/stol/02.html
9. Зилов М. Вдохновенье и расчёт. Организация творческой работы в драматическом театре. М., ВТО, 1976.
10. Корниенко Н.Н. Социальные функции искусства и его видов. Функционирование театра в оценке зрителей и экспертов. М., Наука, 1980.
[1] Д.Ю.Столяров, В.В.Кортунов Учебное пособие по культурологии/ http://philosophy.ru/edu/ref/stol/02.html
[2] Д.Ю.Столяров, В.В.Кортунов Учебное пособие по культурологии/ http://philosophy.ru/edu/ref/stol/02.html
[3] Корниенко Н.Н. Социальные функции искусства и его видов. Функционирование театра в оценке зрителей и экспертов. М., Наука, 1980.
[4] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие. Т. 1. М., 1952.