III. Проблемы, с которыми сталкиваются страны в области статистики преступности

9. В статистике преступности и уголовного правосудия был достигнут опре­деленный прогресс, и сегодня на национальном уровне становится все больше достоверной информации для разработки политики в области предупреждения преступности. Некоторые страны добились значительного прогресса в улучше­нии координации на национальном уровне, укреплении систем регистрации, разработке методологии проведения обследований для статистического изме­рения преступности и наращивании аналитического потенциала в целях пре­вращения статистики преступности в ценный инструмент разработки полити­ки. Вместе с тем до сих пор не изжиты некоторые проблемы, которые ограни­чивают способность стран создавать всеобъемлющие и скоординированные национальные системы статистики преступности и уголовного правосудия. Многие из этих проблем обусловлены нехваткой у соответствующих учрежде­ний технических и финансовых ресурсов, в силу чего такие структуры, как по­лиция, суды, следственные органы и пенитенциарные учреждения, сталкива­ются с трудностями при разработке и использовании эффективных всеобъем­лющих согласованных и полностью автоматизированных систем регистрации. При этом существуют также организационные проблемы. Поскольку правоох­ранительная система включает целый ряд различных учреждений, таких как полиция, жандармерия, таможенная служба и финансовая полиция, а функция правоприменения согласно уголовному кодексу распределена между учрежде­ниями разных уровней (в частности, есть преступления, которые входят в ком­петенцию федеральных органов, и преступления, которые входят в компетен­цию органов, созданных на уровне штатов), странам труднее создавать ком­плексные системы, содержащие данные по всем преступлениям, совершенным на всей территории страны.

10. Помимо этого, разные страны и регионы обладают неодинаковыми воз­можностями для проведения обследований виктимизации. В странах Европы, Северной Америки, в Австралии и Новой Зеландии сложилось общее понима­ние ценности данных, полученных от пострадавших, и в ряде стран были ор­ганизованы национальные программы по проведению обследований виктими­зации. В Южной Америке существует давняя традиция наблюдения за состоя­нием преступности, и в этих странах на городском, районном и национальном уровнях действует ряд центров мониторинга преступности, которые при разра­ботке стратегий предотвращения преступности используют, в частности, демо­графические обследования. Однако некоторые из этих обследований охваты­вают лишь часть национальной территории и не позволяют получить досто­верную картину за длительный период. Проведение обследований виктимиза-ции еще не стало общепринятой практикой во многих странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки, где статистика преступности часто ведется исключительно на основе данных о зарегистрированных преступлениях.

Вставка 2

Статистика преступности в Мексике

Пример Национального института статистики и географии Мексики (ИНЕГИ) показывает, что национальные статистические управления могут вносить важный вклад в повышение согласован­ности национальных данных о преступности, поскольку Институт применяет комплексный подход к расчету статистических показате­лей преступности, выступая в роли координатора статистической деятельности всех государственных учреждений и параллельно по­вышая свою роль как непосредственного поставщика статистиче­ских данных.

В последние несколько лет ИНЕГИ систематизировал всю дея­тельность по подготовке статистической информации о преступно­сти и других соответствующих данных в рамках различных перепи­сей, проводимых государственными органами, обследований викти-мизации и опросов общественного мнения и путем повышения каче­ства административного учета. Он разработал стандартную класси­фикацию для сбора административных данных о преступности из всех национальных и субнациональных институтов. Впервые в Мек­сике были подготовлены достоверные национальные данные о вик-тимизации (числе преступлений и уровне преступности), латентной преступности, общественном восприятии проблемы преступности и оценках, которые учреждения доводят до различных инстанций на федеральном, государственном и муниципальном уровнях. Помимо этого, в настоящее время имеется информация о возможностях госу­дарственных учреждений, их эффективности и работе судебно-следственных органов.

11. Слабое участие некоторых национальных статистических управлений в подготовке статистики преступности и уголовного правосудия может объяс­няться рядом причин: а) в других национальных учреждениях, например в ми­нистерствах внутренних дел или департаментах полиции, созданы мощные на­учно-исследовательские и статистические подразделения, которым легче взять на себя руководство сбором и распространением данных; b) подготовка данных по преступности воспринимается как вопрос, которым должны заниматься только те учреждения, которым поручено предотвращать преступность и бо­роться с ней, при этом ни сами национальные статистические управления, ни директивные органы не считают, что управления играют в этом деле важную роль; с) национальным статистическим управлениям не хватает ресурсов для работы в области преступности, что, возможно, подрывает их способность за­нять ведущие позиции и обеспечивать действенную координацию.

Вставка 3

Области, в которых странам необходима помощь

Чтобы укрепить потенциал стран в области разработки и ис­пользования действенных, согласованных и всеобъемлющих систем статистики преступности, необходимо сосредоточить внимание на следующих направлениях работы:

• пропаганде идеи о том, что национальные статистические управления могут принимать более активное участие в сборе и согласовании статистических данных о преступности и уголов­ном правосудии, и содействии проведению непрерывного диа­лога между национальными статистическими управлениями и другими национальными учреждениями, занимающимися ре­гистрацией и обработкой данных о преступности, в целях под­готовки максимального объема данных и их анализа

• укреплении потенциала национальных статистических управ­лений, с тем чтобы они могли принимать более активное уча­стие в подготовке статистики преступности и разработке стати­стических стандартов, оказании технической поддержки от­дельным учреждениям и координации деятельности по распро­странению данных

• содействии проведению обследований виктимизации в рамках национальных статистических систем

• оказании технической помощи национальным статистическим управлениям в планировании и проведении национальных об­следований виктимизации в консультации с широким кругом заинтересованных сторон

• оказании учреждениям, регистрирующим данные о преступно­сти и уголовном правосудии, помощи в приведении их стати­стических систем в соответствие с международными стандар­тами и передовыми методами работы для укрепления их потен­циала в области учета и сбора данных (например, посредством компьютеризации их систем) и расширения их аналитических возможностей в целях подготовки высококачественных данных.

12. Был осуществлен ряд инициатив по оказанию странам поддержки в раз­витии статистики преступности и уголовного правосудия. Международные ор­ганизации, в частности Управление Организации Объединенных Наций по нар­котикам и преступности, Всемирный банк и Программа развития Организации Объединенных Наций, организовали профессиональную подготовку по вопро­сам регистрации, составления и использования данных о преступности и уго­ловном правосудии в рамках своих глобальных усилий, направленных на по­вышение качества управления. В соответствии с мандатом, полученным от Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций и Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности разработало стандарты и руководящие принципы по статистике преступности и уголовного правосудия[2]. Управление также оказывало более непосредствен­ную поддержку в рамках проектов, предусматривающих проведение оценок и профессиональной подготовки по вопросам подготовки статистики преступно­сти и уголовного правосудия[3]. Во многих странах Управление оказывает госу­дарствам методологическую помощь в развитии систем статистики преступно­сти и уголовного правосудия, а также в проведении обследований виктимиза-ции. Например, за последние пять лет Управление в рамках его программы «Данные для Африки» оказало поддержку в проведении серии обзоров викти­мизации в семи африканских странах, включая Гану (2009 год), Египет (2008 год), Кабо-Верде (2008 год), Кению (2010 год), Объединенную Республи­ку Танзания (2008 год), Руанду (2008 год) и Уганду (2007 год)[4].

13. Недавно ИНЕГИ и Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности создали первый центр передового опыта в области статистической информации по вопросам государственного управления, жертв преступлений, общественной безопасности и отправления правосудия для ока­зания странам региона Латинской Америки и Карибского бассейна содействия в проведении обследований виктимизации и повышения роли национальных статистических управлений в области статистики преступности. Кроме того, Центр является форумом, где разрабатывается новая статистическая методоло­гия и где эксперты могут сформулировать руководящие принципы для стати­стического измерения связанных с преступностью явлений, представляющих наибольший интерес для стран региона и международного сообщества в целом.

Вставка 4

Центр передового опыта в области статистической информации ИНЕГИ-Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности

Центр, расположенный в Мехико и Агуаскальентесе, занимает­ся подготовкой и анализом статистической информации по вопросам государственного управления, преступности, виктимизации и от­правления правосудия для достижения следующих целей:

• наращивания институционального потенциала в области подго­товки статистических данных

• оказания странам поддержки в подготовке обследований вик-тимизации

• организации профессиональной подготовки и оказания техни­ческой помощи

• создания сети специалистов по подготовке и анализу статисти­ческих данных по вопросам государственного управления, пре­ступности, виктимизации и отправления правосудия

• проведения исследований и анализа тенденций

• внедрения классификаций преступлений в странах региона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: