IV. Международные стандарты статистики преступности

14. Разработка международных стандартов может способствовать сбору, рас­пространению и анализу статистических данных о преступности и уголовном правосудии, поскольку такие стандарты повысят сопоставимость данных раз­ных стран и послужат для стран руководством в вопросах разработки и исполь­зования систем сбора данных. В вопросах преступности и порядка функциони­рования систем уголовного правосудия добиться перехода разных стран к ис­пользованию сопоставимых показателей особенно трудно, поскольку данные административного учета о преступности и уголовном правосудии определя­ются национальным (уголовным) законодательством и различными юридиче­скими определениями. Кроме того, процедуры сбора данных, методы регист­рации данных и алгоритмы подсчета в разных странах сильно различаются. Возможности правоохранительных учреждений и органов уголовного правосу­дия по подготовке качественной статистической информации также сущест­венно разнятся, поскольку многим странам недостает ресурсов для обеспече­ния эффективной координации и найма сотрудников, специализирующихся на ведении документации и составлении статистической отчетности.

15. Хотя обязательных международных стандартов для подготовки статисти­ческих данных по преступности не существует, Организация Объединенных Наций уже давно пропагандирует набор широко признанных руководящих принципов по подготовке данных статистики преступности и уголовного пра­восудия и признает ведущую роль национальных статистических управлений в координации процесса подготовки таких данных. В Руководстве по разработке системы статистических данных в области уголовного правосудия[5] содержатся подробные указания в отношении различных методов организации, количест­венного и качественного состава статистических данных по системе уголовно­го правосудия, в том числе данных по полиции, прокуратуре, судам и тюрьмам, а также ценные рекомендации по сбору, обработке, анализу и распространению таких статистических данных. В отношении обследований виктимизации ЕЭК и Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступно­сти совместно подготовили Руководство по проведению обследований викти-мизации, в котором содержатся подробные руководящие указания относитель­но всех этапов обследования виктимизации, начиная с планирования, разра­ботки, определения методологии и составления вопросника и заканчивая обра­боткой данных, их распространением и анализом результатов обследования. На региональном уровне унификации стандартов и определений способствуют осуществляемые инициативы в области статистики (например, в рамках Евро­пейского союза), о чем подробно говорилось в подготовленном Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности в 2010 году докладе Developing Standards in Justice and Home Affairs Statistics — Interna­tional and EU Acquis («Разработка стандартов для сбора и анализа статистиче­ских данных в области правосудия и внутренних дел: международное законо­дательство и законодательство ЕС»).

16. КЕС начала разрабатывать концептуальную базу общей классификации преступлений и в 2009 году создала Целевую группу Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности/ЕЭК по классификации преступлений. Целевая группа разработала общую концепцию классификации всех преступных деяний и событий преступления на основе «событий», а не (существенно различающихся) юридических определений, что позволяет про­водить обоснованные сопоставления статистических данных по преступности и уголовному правосудию. Бюро КЕС одобрило предварительные результаты работы Целевой группы, подготовившей принципы международной классифи­кации преступлений для целей статистики («Рамочная классификация престу­плений»), предусматривающие три уровня детализации и ряд дополнительных горизонтальных параметров. КЕС продлила мандат Целевой группы до конца 2012 года и поручила ей продолжить разработку рамочной классификации пре­ступлений путем проведения дополнительных тематических исследований и продолжения работы по классификации отдельных уголовных преступлений. Работа КЕС и ее целевой группы обещает быть очень плодотворной, и некото­рые страны — участники КЕС указали, что они могли бы приводить представ­ляемые ими данные в соответствие с уже разработанной рамочной классифи­кацией. Чтобы обеспечить более широкую применимость этой классификации, необходимо привлечь к деятельности по ее апробации и разработке и страны из других регионов, помимо Европы. Созданный ИНЕГИ-Управлением Организа­ции Объединенных Наций по наркотикам и преступности Центр передового опыта в области статистической информации включил в свою программу рабо­ты задачу апробирования рамочной классификации преступлений в латиноаме­риканском регионе. Можно надеяться, что и в других регионах начнется осу­ществление аналогичных инициатив и что Статистическая комиссия будет внимательно наблюдать за процессом разработки этой классификации.

17. Участники шестой сессии Статистической конференции стран Америки, проведенной 16-18 ноября 2011 года в Пунта-Кане, Доминиканская Республи­ка, обсудили серьезные проблемы, с которыми сталкиваются национальные статистические управления при анализе данных статистического измерения преступности, и заслушали выступление о работе созданного ИНЕГИ-Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступно­сти Центра передового опыта.

18. Конференция одобрила рекомендацию, касающуюся оказания странам помощи в их усилиях по сбору, обработке и распространению информации о преступлениях, в частности путем включения обследований виктимизации в регулярную программу работы национальных статистических управлений. Конференция обратилась к международным организациям с просьбой содейст­вовать разработке международных стандартов проведения обследований вик-тимизации и классификаций преступлений. Она также приветствовала созда­ние Центра передового опыта и обратилась к нему с просьбой оказывать стра­нам поддержку в их усилиях по составлению статистической отчетности в этой сфере, а также разрабатывать стандарты статистического измерения преступ­ности.

19. Конференция обратилась к Статистической комиссии с просьбой вклю­чить рассмотрение вопроса о статистике преступности в ее регулярную про­грамму работы[6].

20. Что касается сбора и распространения данных на международном уровне, то Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступно­сти является уполномоченной организацией, которая регулярно собирает дан­ные по преступности и уголовному правосудию. Поскольку Управление явля­ется единственным глобальным органом, уполномоченным содействовать осу­ществлению эффективных мер борьбы с преступностью, наркотиками и терро­ризмом, в том числе через распространение знаний, статистических данных и аналитических выкладок, ему поручено регулярно осуществлять сбор данных административного учета о преступлениях и уголовном правосудии у госу­дарств-членов посредством направления в страну Обследования тенденций в области преступности и функционирования систем уголовного правосудия Ор­ганизации Объединенных Наций. Это обследование, впервые возникшее в на­чале 1970-х годов, сейчас проводится ежегодно и включает набор основных модулей, которые повторяются из года в год, и специальные разовые модули, посвященные конкретным вопросам, касающимся преступности. Структура Обследования была утверждена Комиссией по предупреждению преступности и уголовному правосудию. С тем чтобы помочь странам повысить качество, увеличить количество и обеспечить большую межстрановую сопоставимость представляемых данных, Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности оказывает консультативные услуги и организует специальные учебные семинары для стран, обратившихся с соответствующей просьбой. Кроме того, важным шагом на пути к увеличению количества и по­вышению качества заполненных в рамках Обследования анкет стало создание сети национальных координаторов по вопросам статистики преступности и уголовного правосудия. Лишь в нескольких странах национальный координатор, назначенный государственным органом власти, входит в структуру нацио­нального статистического управления. На региональном уровне Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности тесно со­трудничает с региональными организациями, такими как Статистическое бюро Европейского союза (Евростат) и Организация американских государств, в во­просах согласования инструментов сбора данных и в сборе заполненных госу­дарствами-членами в рамках Обследования анкет. Собранные Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности данные распространяются через Интернет и публикуются в печатных изданиях, при подготовке которых проводится анализ этих данных, чтобы у читателя сложи­лось четкое понимание того или иного конкретного вопроса. Последняя такая публикация — это подготовленное в 2011 году исследование 2011 Global Study on Homicide: Trends, Contexts, Data («Глобальное исследование по вопросам убийств: тенденции, условия, данные»)[7].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: