Контроль в обучении французскому языку в начальной школе

«Система контроля и оценка не может ограничиваться утилитарной целью — проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному предмету. Она ставит более важную социальную проблему: развить у школьников умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения».

Текущий контроль как наиболее оперативная и гибкая проверка проводится на всех этапах начального обучения французскому языку. Текущий контроль проводится на каждом уроке (контроль выполнения домашнего задания, умения учащегося выполнять различные упражнения в соответствии с заданием/инструкцией), а также систематический контроль после серии занятий.

Во 2 классе после работы с учащимися в рамках 4 разделов (unités) предлагаются задания для контроля и самоконтроля («Je fais tout seul»). Это даёт учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению. К особенностям этого вида контроля следует отнести право ученика на ошибку и совместный с учителем анализ последовательности учебных действий (её устранение).

В 3 классе учащиеся реализуют самоконтроль, выполняя задания (устно и письменно) из раздела «Je fais tout seul», «Je lis et je devine», «Je lis les mots et je fais des phrases», «J’écris des mots (записки) à mes copains», «Je mets de l’ordre dans les cases», «J’écris les noms de ces objets», «Je décris mon jardin», «Je regarde l’image et je fais un récit», «Je lis et je réponds», «Je lis et je choisis le titre du récit».

Ученик выполняет все задания и сообщает учителю о результатах своей самостоятельной деятельности.

В 4 классе для самостоятельного выполнения предлагаются более сложные задания в разделе «Je fais tout seul». Ученику предлагается дополнительное время для подготовки рассказа по теме (тематический контроль): «Je regarde les images, je lis et je parle», «Je lis l’histoire..., je donne le titre à cette histoire et je la raconte», «Je dis ce que j’ai appris à faire à l’école», «J’observe l’image et je décris notre cuisine», «Je fais un récit», «Ma famille», «Je parle de ma fête de Noël», «Je dessine un paysage d’automne et j’en parle».

В раздел включены тексты для прослушивания с заданиями: «J’écoute et je lis le texte», «J’écoute, je lis le texte et je réponds à la question/aux questions...», «J’écoute et je choisis le titre pour ce récit», «J’écoute, je lis et je raconte le récit aux copains».

В разделе «Je fais tout seul» помешены упражнения, контролирующие сформированность лексических и грамматических умений и навыков.

«J’écris des mots en deux colonnes», «Je complète les phrases», «Je regarde les dessins et je complète les phrases», «Je compare ces fleurs/les meubles de ma chambre», «Je devine quels sont les mots», «J’écris mes réponses aux questions», «J’écris ce que je fais après l’école. Je choisis les verbes», «Je complète les phrases avec ces verbes:...», «J’écris à quelle heure je me lèverai,...».

Задания, контролирующие развитие письменной речи: «J’écris ce que je fais pendant mon week-end», «J’écris ce que j’ai pris pour mon petit déjeuner», «J’écris une lettre», «J’écris dans ma lettre ce que j’aime manger», «J’écris un mot pour ma grand-mère ou pour mon grand-père», «Je dessine une pièce et je la décris», «Je me prépare à interviewer mes copains: j’écris mes questions», «Je termine l’histoire, je choisis ce que le magicien a donné au garçon et j’écris».

Особенность их выполнения состоит в том, что учащийся может обращаться к учителю за подсказкой незнакомого слова, которое ему необходимо для реализации его творческих замыслов.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определённый, достаточно большой промежуток времени — четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные работы составляются учителем и включают усвоенные учащимися учебные материалы по всем видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму. Наличие пособия «Французский язык. Тестовые и контрольные задания. 2—4 классы» (автор А.С. Кулигина) ориентирует учителя на необходимый выбор заданий для каждого этапа обучения французскому языку в начальной школе.

В конце учебного года в 4 классе проводится итоговый контроль за курс 2—4 классов, который направлен на выявление минимальных требований к уровню подготовки выпускников начальной школы для успешного продолжения углубления и расширения их знаний предмета и на дальнейшее развитие умений и навыков в 4 видах речевой деятельности.

При проведении контроля рекомендуется использовать материалы из учебного пособия «Французский язык. Тестовые и контрольные задания. 2—4 классы».

2 класс 3 класс 4 класс
Аудирование
Начиная со II четверти контролируется умение учащихся: — различать на слух звуки (упр. 8, 9, 10, 12); — прослушать текст и выполнить задания: • нарисовать цветы (о которых говорилось); • сказать, кто рисует; что делают герои; кто играет на гитаре. В IV четверти контролируется умение учащихся: — различать на слух звуки (упр. 16, 20, 27, 28); — прослушать сообщение и выполнить задания: • сказать, кто рисует; у кого есть флаг; у кого есть собака, и т.д. (упр. 15, 17, 24, 33, 34, 35). Для комплексного контроля учитель выбирает упражнения в соответствии с возможностями учащихся. В разделе «Tests de départ» упражнения для повторения учебного материала за курс 2 класса. В I четверти задания из раздела «Tests de découverte». Тема «А la campagne»: — послушай, повтори, выдели звуки; — послушай и найди букву; — послушай и повтори (упр. 1, 2, 4); — послушай рассказ и ответь на вопрос (Упр. 12). Контроль сформированности фонетических умений и навыков. (Тема «Ecole») Предлагаются задания: — прослушай и повтори; — поставь крестик, когда услышишь вопрос (упр. 1, 2, 3). Для хорошо подготовленных учащихся рекомендуются тексты из книги для учителя для 3 класса (см. «Тексты и упражнения для аудирования», раздел «Б»). Во II четверти выполняются контрольные задания. Тема «Chez nous et chez vous»: - послушай и правильно повтори; - послушай и скажи; - послушай и ответь на вопрос (упр. 1, 2, 3). Тема «C’est bientôt Noël»: - прослушай и повтори; - послушай и обведи слова со звуком [ɲi]. В III четверти в контексте с темой «Pendant les vacances» учащиеся выполняют задания: - послушай и обведи красным карандашом; - послушай и повтори (упр. 1, 2). Тема «Aux magasins»: - обведи красным карандашом звук [wq]; - послушай, повтори, скажи по-русски. Тема «Mes amis et moi»: ‘ - прослушай и повтори (упр. 1) (текст из книги для учителя «Chez Céline»). В IV четверти учитель выбирает текст для контроля из книги для учителя. Раздел «Tests de départ» включает задания, контролирующие общеучебные навыки: — умение соотнести графический образ слова с его звуковым образом; — умение списывать слова, предложения; выписывать слова; группировать слова по понятиям, а также наблюдательность, внимание, умение делать элементарный анализ. I четверть Упр. 1 (тема «En vacances»): — послушай, прочитай и ответь на вопросы. Упр. 2 (тема «La liste des choses à faire»): — послушай, прочитай диалог и скажи, с кем разговаривает Жюльен. Текст «La visite au zoo» из книги для учителя (см. «Тексты для аудирования, раздел «Б»). II четверть Тема «Une fête approche» Упр. 1, 2 — прослушай, затем допиши предложения. Тема «Chez soi, après les classes» Упр. 1 — прослушай текст. Упр. 2 — прослушай и напиши, что ты будешь сейчас делать. III четверть Тема «Le soir à la maison» Упр. 1 — прослушай диалог, составь диалог по аналогии. Упр. 2 — прослушай и ответь на вопросы. Тема «Une famille» Упр. 1 — ответь на вопросы. Упр. 2 — прослушай рассказ, затем дополни предложения. Тема «Les villes de France» Упр. 1 — прослушай сообщения и обведи красным карандашом города Франции. IV четверть Тема «Nos Intérêts» Упр. 1 — ответь на вопросы после прослушивания. Текст для аудирования из книги для учителя на выбор.
Говорение
Начиная со II четверти проверяются навыки говорения (упр. 2а, Ь, 3, 4, 5, 6), раздел «Ecouter et parler»: — скажи, что ты видишь. — ответь на вопросы: «Que vois-tu?», «Comment ils s’appellent?», «Qu’est-ce que c’est?» В III четверти учащиеся: — комментируют рисунки, отвечая на вопрос «Que font-ils?» (упр. 41); — называют зимние месяцы (упр. 44); — сообщают, в котором часу они идут в школу (упр. 45). В IV четверти учащимся предлагается: — представить себя, своего друга; — рассказать о своей семье, о своих играх, игрушках; — описать картинку в соответствии с усвоенной темой; — работать в парах (задать друг другу 2—3 вопроса): — Tu t’appelles comment? — Tu habites où? — Tu vas à l’école? I четверть Упр. 17 (тема «A la campagne»). Упр. 16 (тема «L’école») Упр. 12 (тема «Salut, les copains!») II четверть Упр. 19 (тема «Chez nous et chez vous») Упр. 11 (тема «C’est bientôt Noël») III четверть Упр. 11 (тема «Pendant les vacances») Упр. 10 (тема «Aux magasins») Упр. 11 (тема «Mes amis et moi») IV четверть Упр. 8 (тема «Après l’école») Упр. 7 (тема «Vive l’été!») Для каждой темы даны упражнения с заданиями для контроля монологической речи: • Я представляю себя своему ровеснику французу (Je me présente à un Français de mon âge). • Я рассказываю (Je raconte). • Я говорю (Je parle). • Я разговариваю с другом (Je parle à un copain). • Я комментирую рисунок (Je commente). • Я описываю (Je décris).
Чтение
Контроль сформированности умения читать проводится в III четверти. Учащимся предлагаются задания из раздела «Lire et écrire»: — прочитай слова (упр. 12, 26, 27, 36, 42); — прочитай вопрос и ответь на него; — прочитай, что они говорят (понимание контролируется переводом); — прочитай текст и ответь на вопросы (упр. 37, 44); В IV четверти для контроля умения читать и понимать прочитанное предлагаются задания: — прочитай слова (упр. 45, 46, 47, 50); — прочитай и ответь на вопросы; — читай и отвечай. I четверть Тема «A la campagne» Упр. 11, 13. Тема «L’école» Упр. 4, 5. Тема «Salut, les copains!» Упр. 5, 7. II четверть Тема «Chez nous et chez vous» Упр. 5, 6, 10, 12. Тема «C’est bientôt Noël» Упр. 3, 4. III четверть Тема «Pendant les vacances» Упр. 3, 5. Тема «Aux magasins» Упр. 3, 5. Тема «Mes amis et moi» Упр. 2, 7. IV четверть Тема «Après l’école» Упр. 3, 4, 7. I четверть Тема «En vacances» Упр. 12 Тема «La liste des choses à faire» Упр. 5 — прочитай текст, перескажи, затем продолжи рассказ. Упр. 7 — прочитай текст, расскажи, какой костюм ты подготовишь. Упр. 10 — развитие лингвистической догадки. Тема «Etudes, sport et jeux» Упр. 7 — прочитай и напиши, кто из ребят больше всех тренируется. Тема «Une fête approche» Упр. 9 — прочитай названия сказок и вспомни имена сказочных персонажей. Тема «Chez soi après les classes» Упр. 11. Тема «Une famille» Упр. 3 — прочитай письмо и допиши предложения. Упр. 5 — прочитай текст и по описанию найди членов семьи на картинке. Тема «Nos intérêts» Упр. 6 — прочитай и переведи текст.
Письмо
Во 2 классе умение писать не контролируется. Учитель может использовать упражнения для проведения игр («Кто лучше напишет?»), конкурсов. Учитель сам выбирает упражнения для контроля умения списывать текст, дописывать слова, предложения, подчёркивать нужную информацию и т.д. Для контроля умения написать поздравительную открытку/письмо рекомендуются: упр. 5, 12 (тема «C’est bientôt Noël»); упр. 12 (тема «Pendant les vacances»); упр. 7 (тема «Vive l’été»). Учитель сам выбирает упражнения для контроля умений учащихся выполнять в письменной форме различные задания. Для контроля умений устной речи рекомендуются упражнения: Упр. 15 (unité 1) — допиши письмо. Упр. 10, 11 (unité 4) — напиши новогоднюю открытку по аналогии, допиши письмо. Упр. 12 (unité 5) — напиши маме записку. Упр. 13 (unité 7) — прочитай письмо детей и допиши предложения в соответствии с содержанием письма. Упр. 1, 2 (unité 11) — напиши ответ на письмо французского сверстника.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: