Бузулукский колледж промышленности и транспорта Оренбургский государственный университет, г. Бузулук

РОЛЬ КОНКУРСА В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Ерисов А.Ф.

Бузулукский колледж промышленности и транспорта Оренбургский государственный университет, г. Бузулук

Хорош лишь тот учитель,
в котором еще не умер ученик.
Б.Тойшибеков

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремиться заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Конкурсы профессионального мастерства помогают реализовать эти задачи, стоящие перед педагогом.

Целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. В решении этой задачи большую роль играют конкурсы профессионального мастерства. Они дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания, повысить свой профессиональный уровень. [1]

Свой первый опыт участия в конкурсе профессионального мастерства я приобрел в 2007 году. Ознакомившись с Положением о проведении конкурса, я принял решение участвовать в данном мероприятии. Факторы, которые влияют на участие в конкурсе:

- желание приобретения определенного профессионального статуса;

- желание повысить педагогическое мастерство, получить признание в педагогическом сообществе, стремление стать лучшим;

- желание познакомиться с опытом работы преподавателей.

Конкурс проводился в несколько этапов, на каждом из которых участники демонстрируют свое профессиональное кредо: и в защите творческого проекта, его публичном представлении, и в проведении открытого урока и в самоанализе проведенного урока. Многообразие форм представления профессиональной деятельности на конкурсе дает возможность широкого спектра применения данных форм в дальнейшем развитии и совершенствовании профессионального мастерства. Мною приобретенный опыт, который я могу применять в педагогической деятельности, как в процессе обучения и воспитания, так и для дальнейшего повышения профессионального мастерства. Участие в конкурсе повлияло на развитие творческих способностей, установление новых связей, развитие профессионального общения в педагогическом сообществе, внедрение новых педагогических технологий в сферу образования. Благодаря конкурсу блестящую возможность заявить о социально значимых идеях, реализуемых в собственной практической деятельности, принять и внедрить в образовательный процесс передовой опыт лучших педагогов.

Конкурс 2011 года сыграл значительную роль в повышении профессионального мастерства, стремление реализовать и, достичь поставленные цели, активная подготовка самого конкурса, также организационно-методическая помощь, поддержка студентов, преподавателей, администрации учебного заведения, - все это в комплексе говорит о том, что идёт работа по подготовке будущих специалистов.

При подготовке к конкурсу 2013 года проведены занятия, направленные на развитие творческих способностей студентов с применением инновационных технологий, мультимедийных средств обучения, в тесном взаимодействии учащихся и педагогов, учитывая при этом опыт, приобретенный во время участия в конкурсе 2011 года.

Противоречия между надеждами на победу и затруднениями в представлении своего опыта, недостаточность профессионально-педагогического мастерства, приводит к необходимости использования возможностей конкурса для стимулирования, мотивации саморазвития, самообразования и профессионального роста. Конкурс послужит средством повышения квалификации, развития творческих способностей.

Но возникает вопрос: насколько нужны молодым педагогам конкурсы?
Опираясь на свой собственный опыт, считаю, что профессиональные конкурсы нужны. Это не только профессиональный рост педагогов, это и интеллектуальный рост наших студентов. В моем понимании, конкурс – это один из способов стимулирования людей. Любой конкурс - это поиск нового, интересного, а наша профессия тем и хороша, что мы в постоянном поиске. Думается, что в первую очередь конкурс меняет отношение к себе как профессионалу от консервативного "так живётся спокойнее" (или более худший вариант "и так сойдёт") на позитивное "мне и это по плечу". Просыпается собственная творческая энергия, аккумулируются мысли... Какой-то внутренний огонь двигает мыслительным процессом в такие моменты и творческая муза постоянно рядом...

Проанализировав актуальное состояние проблемы, прихожу к выводу, что Конкурсы профессионального мастерства не только создают атмосферу позитивной соревновательности, заинтересованности, но и являются активным средством повышения профессиональной компетентности молодого учителя.

К положительным сторонам конкурсов можно отнести:

ü развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;

ü развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;

ü создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;

ü внедрение новых педагогических технологий в муниципальную сферу образования;

ü замена административных методов оценки членов коллектива;

ü повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и образовательного учреждения в целом и др.

Есть в конкурсах профессионального мастерства и издержки:

ü проблемы в организации трудового дня, т.к. не хватает времени;

ü стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу.

Для того чтобы конкурс стал средством повышения квалификации педагогов, необходимо создать условия:

управленческие условия:

ü создание условий, способствующих осознанию учителем ценности собственного педагогического опыта;

ü осуществление научно – методического сопровождения конкурсантов на всех этапах конкурса и в постконкурсный период.

индивидуально – психологические условия:

ü актуализация исследовательской позиции конкурсанта;

ü психологическая поддержка участника в период подготовки, проведения конкурса и в постконкурсный период.

социально – педагогические условия:

ü изначальная ориентация конкурсанта на продуктивность собственной деятельности в условиях конкурса;

ü побуждение конкурсанта к рефлексивно – оценочному анализу себя и своих профессиональных действий;

Считаю, что самый важный результат конкурса профессионального мастерства – это повышение качества образования, передача тех знаний, умений и навыков учащимся, которые помогут им в дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности, помогут стать достойными людьми, воспитать человека, гражданина, способного самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться. Практическое применение опыта конкурсов профессионального мастерства положительно влияют на качество образования.

Из всего выше сказано можно сделать вывод, что конкурсы профессионального мастерства можно рассматривать как этап повышения профессионализма педагогов, как открытое массовое педагогическое соревнование, как развивающуюся практику, как индивидуальную и совместную деятельность, направленную на демонстрацию лучших профессионально-личностных качеств его участников и их саморазвитие. Конкурсы профессионального мастерства способствуют пропаганде педагогических идей и достижений, расширению пространства активного педагогического общения.

Конкурс профессионального мастерства играет существенную роль в стимулировании педагогического творчества. Кроме того, он несет в себе неограниченную возможность удовлетворения разнообразных потребностей человека. Это не только соревнование, но и возможность общения с другими преподавателями, организаторами, членами жюри на профессиональном уровне. Конкурс позволяет включиться в активную инновационную деятельность, наиболее полно осуществить личностно ориентированный подход к своему профессиональному росту. [2]

Конкурс профессионального мастерства проводится в целях повышения престижа и статуса педагога в обществе, усиления влияния на профессиональное развитие, активность, повышение открытости образования, на развитие инноваций в образовании, распространение в системе общего образования передового педагогического опыта.

А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».

Список литературы

  1. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В. А.Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с. ISBN 5-7695-0878-7

2. Монахов, В. М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект) // Школ. технологии.— 2000.— № 3.— С. 57–71.

Список используемых источников

1. http://www.coolreferat.com


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: