Заседания Европейского совета (саммиты)

ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ

ВЫПУСК 57:

ИЮЛЬ–СЕНТЯБРЬ 2009 г.

Под редакцией:

Борко Ю.А. (отв.ред.)

Буториной О.В.

Журкина В.В.

Потемкиной О.Ю.

МОСКВА, октябрь 2009


Настоящее издание осуществлено при финансовой поддержке

Российского гуманитарного научного фонда (проект № 09-02-00517в/р)

Интернет-сайт Европейского Союза находится по адресу: http://europa.eu.

Интернет-сайт Представительства Европейской комиссии в России находится по адресу: http://www.eur.ru

С выпусками «Европейский Союз: факты и комментарии», а также с информацией о деятельности Ассоциации европейских исследований можно ознакомиться по адресу: http://www.edc-aes.ru

Отв. за информационное обеспечение, литературное редактирование – Тяжелова В.В.

Техническое редактирование – Грачева М.Л.

Макетирование – Шарапова-Антонова К.Ю.

ã Ассоциация европейских исследований, 2009


CОДЕРЖАНИЕ

Заседания Европейского совета (саммиты)

Углубление интеграции. Основные направления политики ЕС

2.1. Единый внутренний рынок

2.2. Экономический и валютный союз

2.3. Социальная политика

2.4. Энергетическая политика

2.5. Региональная политика и деятельность Структурных фондов

2.6. Общая сельскохозяйственная и рыболовная политика

2.7. Транспортная политика

2.8. Научно-техническая политика

2.9. Институциональное развитие: Лиссабонский договор

2.10. Пространство свободы, безопасности и правопорядка

2.11. Адаптация новых государств-членов

ЕС и внешний мир

3.1. Отношения с экономически развитыми странами

3.1.1. США и Канада

3.1.2. Южная Корея

3.2. Новая политика соседства

3.2.1. Средиземноморье

3.2.2. Страны СНГ

3.3. Отношения с развивающимися странами

3.3.1. АКТ и Африка

3.3.2. Китай

3.3.3. Латинская Америка

Отношения с Россией

4.1. Политический диалог

4.2. Торгово-экономическое сотрудничество

4.3. Сотрудничество в сфере внутренней безопасности

4.4. Отношения России и ЕС в сфере энергетики

Приложение

Стратегия Евросоюза в сфере образования: на пути к «пятой свободе»



Заседания Европейского совета (саммиты)

Неформальная встреча глав государств или правительств стран Европейского Союза, состоявшаяся 17 сентября 2009 г. в Брюсселе, была посвящена выработке общей позиции по повестке дня саммита группы G20 в Питтсбурге (США). Прежде всего, это относилось к направлениям и инструментам выхода из кризиса и посткризисного развития мировой экономики, а также «посткиотского» этапа борьбы с климатическими изменениями.

Для достижения устойчивого экономического восстановления Евросоюз считает необходимым подтверждение странами G-20 своей решимости продолжать координацию мер по созданию базы для стабильного роста и предотвращению повторения финансового кризиса. Общая поддержка экономики самого ЕС в 2009-2010 гг. составит около 5% его ВВП. Необходимо уже сейчас разработать и скоординировано внедрять «стратегии выхода», с учетом признаков восстановления и специфики ситуации в странах.

Руководители стран ЕС поддержали основные тезисы доклада председателя G-20, подготовленного для саммита в Питтсбурге, о будущем международного экономического сотрудничества и координации. Особенно важно укрепление макроэкономической координации, основанной на центральной роли МВФ. Необходим прогресс в разработке Хартии устойчивой экономической активности на основе принципов ответственности, устойчивости и прозрачности. G-20 должна подтвердить свою позицию противостояния протекционизму и продолжать оказывать давление в пользу либерализации торговли, включая достижение глобального и сбалансированного итога Дохийского раунда в 2020 г., как было согласовано на саммите G-8 в Аквиле. ЕС выступает за полную реализацию решения о финансировании поддержки мировой торговли в размере 200 млрд.долл., как это было установлено на Лондонском саммите «двадцатки».

В процессе восстановления приоритетным является обеспечение занятости. Для этого необходимо ускорение структурных реформ. Особое внимание следует уделить поддержанию занятости, созданию новых рабочих мест и поощрению мобильности; повышению квалификации и адаптации к потребностям рынка труда; расширению доступа к трудоустройству. Следует готовить работников к использованию возможностей, создаваемых новыми инвестициями в областях чистой энергии, здравоохранения и инфраструктуры. В центре внимания должны быть занятость и социальное сплочение, с учетом недавно принятого МОТ Глобального пакта занятости.

Главной областью сотрудничества остается финансовый сектор.В рамках выполнения обязательств по реформе финансового рынка необходимо создать глобально скоординированную систему макро-пруденциального надзора, основанную на тесном сотрудничестве МВФ, федеральных сберегательных банков и надзорных органов с эффективным обменом информацией. Функционирование банковской системы остается критическим условием возобновления экономического роста и восстановления кредитных потоков. Необходима реструктуризация банковского сектора при улучшении качества банковских балансов. Все страны G-20 должны последовательно и согласованно перейти на систему регулирования капиталов «Базель II», устранив имеющиеся в ней лазейки.

Евросовет призвал интенсифицировать совместную работу компетентных органов над единой системой глобальных высококачественных бухгалтерских стандартов с тем, чтобы они были в ускоренном порядке внедрены странами G-20. G-20 также должна усилить надзор за системно важными финансовыми институтами, а также повысить качество трансграничного надзора. Особо было отмечена необходимость согласования в рамках G-20 программы рассмотрения политики и принятия не позже марта 2010 г. мер против «не сотрудничающих юрисдикций», которые не обеспечивают эффективного применения новых стандартов.

В рамках внедрения «ответственной практики выплаты вознаграждений» в финансовом секторе Европейский совет настаивает на выполнении принятых в Лондоне обязательств по их увязке со стимулированием управления рисками и долгосрочными результатами деятельности. G-20 должна согласовать обязательные к исполнению правила для финансовых институтов по различным формам вознаграждения, подкрепленные санкциями на национальном уровне и отвечающие следующим принципам: улучшенное управление с обеспечением надзора за вознаграждением и риском; усиленная прозрачность; установление переменного вознаграждения (включая бонусы) в приемлемом отношении к фиксированному в зависимости от результатов деятельности банка, коммерческой организации и физических лиц; недопущение использования фондовых опционов или продажи акций в течение определенного периода; недопущение полной защиты директоров и менеджеров от рисков; предоставление наблюдательным советам права снижать вознаграждения в случае нарушения работы банка; ограничение общего объема переменных вознаграждений определенной пропорцией к объему всех вознаграждений, к доходам или прибылям банка.

Для укрепления международных финансовых институтов Евросовет подтвердил готовность государств-членов дополнительно выделить 50 млрд. евро, доведя вклад Евросоюза до 125 млрд.евро, или 35% намеченного G-20 и некоторыми другими странами увеличения кредитных ресурсов МВФ. Подтверждена также необходимость реформы системы управления международными финансовыми институтами, включая согласование дорожных карт реформы МВФ к январю 2011 г. и завершение реформы Всемирного банка к весне 2010 г., в результате которой должны быть увеличены квоты и представительства стран, недостаточно представленных в Бреттон-Вудских институтах, с учетом повышения их роли в мировой экономике. Многосторонние банки развития должны быть адекватно докапитализированы для выполнения своих мандатов и антициклической роли.

В целях поддержки восстановления экономики в наиболее бедных страна мира G-20 должна подтвердить свою поддержку инвестициям в долговременную продовольственную безопасность, снижение «энергетической нищеты» и улучшение финансового положения среднего и малого бизнеса и бедных домохозяйств. Необходимо выполнить обязательства в рамках Целей развития тысячелетия и безотлагательно принять инициативу «Всё, кроме оружия» для поддержки страдающих от кризиса жителей развивающихся стран.

В преддверии конференции по климату в Копенгагене важное место в работе саммита заняли вопросы разделения финансового бремени в борьбе с изменениями климата. Евросовет констатировал, что климат меняется быстрее, чем ожидалось. Риски, связанные с этим, уже очевидны и требуют достижения амбициозного и комплексного соглашения в Копенгагене. По научным оценкам, для удержания глобальной температуры на 2°С ниже доиндустриального уровня глобальная эмиссия парниковых газов, достигнув пика к 2020 г., должна к 2050 г. снизиться на 50% по сравнению с уровнем 1990 г. и продолжать снижаться в дальнейшем. Развитые страны должны сократить выбросы газов на 80% и более.

Все страны, кроме наименее развитых, должны участвовать в финансировании борьбы против климатических изменений в развивающихся странах, причем эти страны будут получать больше, чем вносить. Однако Евросовет подчеркнул, что государственное финансирование «должно осуществляться на основе универсального, комплексного и специфического ключа, удостоверяющего способность платить и ответственность за эмиссии», рассчитывая при этом на увеличение вклада самих развивающихся стран, особенно наиболее продвинутых. Общие нетто-расходы на противодействие и адаптацию в развивающихся странах Еврокомиссия оценивает в 100 млрд.евро ежегодно до 2020 г. и считает, что они должны быть разделены между национальными финансами, финансами углеродного рынка и международной финансовой поддержкой. Предлагается обеспечить быструю международную помощь для неотложного «климатического финансирования» в развивающихся странах, прежде всего наименее развитых. На 2010-2012 гг. она оценивается в 5-7 млрд.евро в год.

Евросовет призвал G-20 принять обязательства в части повышения прозрачности рынка нефти и газа, а также предотвращения спекуляций, обеспечить регуляторов комплексными данными, позволяющими оценить действия участников рынка, развивать новые энергоэффективные технологии.

Одним из практических последствий встречи членов Евросовета стало заявление президента Н.Саркози о том, что Франция и Германия вскоре представят предложение о взимании на границе ЕС товаров из третьих стран, не финансирующих борьбу с газовой эмиссией, «налога на CO2», но не в качестве протекционистской меры, а как средства «восстановления условий свободной торговли и конкуренции».

Б.Фрумкин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: