Углубление интеграции. Основные направления политики ЕС

2.1 Единый внутренний рынок

Важнейшим приоритетом шведского председательства в ЕС во второй половине 2009 г. названа задача повышения эффективности работы единого рынка и ответственных за данное направление органов ЕС, а, как следствие, скорейший выход европейской экономики из кризиса. Европейская комиссия не заставила себя долго ждать и уже 29 июня выпустила в свет Рекомендацию «О некоторых мерах по совершенствованию функционирования единого рынка». В данном документе государствам-членам предлагается реализовать комплекс практических мер, направленных на улучшение функционирования единого рынка и повышение гарантий соблюдения прав и свобод граждан и предприятий на национальном, региональном и местном уровнях: повышение доступа к информации, налаживание эффективного сотрудничества между национальными органами власти, обеспечение соблюдения принципов и правил единого рынка, поощрение контактов между трудящимися государств-членов, повышение уровня квалификации администраций и судебных органов, в компетенцию которых входят вопросы ЕВР. Комиссия в течение четырех лет будет наблюдать за тем, как предлагаемые меры внедряются в практику, и оценивать прогресс в данной области.

16 июля обнародован очередной выпуск «Индикаторного табло единого рынка», в котором была дана оценка ситуации с перемещением директив ЕС в национальное право по состоянию на май 2009 г. Член ЕК, ответственный за внутренний рынок Чарли МакКриви, заявил по случаю выхода бюллетеня: «В эти трудные времена, еще более важно, чем когда-либо, чтобы внутренний рынок функционировал как можно более эффективно. Так что я рад видеть, что подавляющее большинство государств-членов продолжают отлично справляться с задачей своевременного перенесения европейских норм в национальное законодательство. Однако, это только половина дела. Национальные законы должны быть высокого качества, а те, кто применяют законы, должны делать это правильно. В этом отношении государства-члены терпят еще много неудач. Внутреннему рынку должна быть предоставлена возможность играть полноценную роль в возвращении европейской экономики к росту как можно быстрее».

Согласно данным «Табло», большинство государств-членов (17 из 27) сумели перенести более 99% директив в национальное законодательство в сроки, оговоренные в самих директивах. Однако есть государства, которые запаздывают с внедрением более 1% директив – это Эстония, Италия, Чехия, Португалия, Польша и Греция. Греция, Португалия, Италия, Австрия и Финляндия отмечены как государства, запаздывающие с внедрением ряда директив более чем на два года. В среднем на каждое государство приходится 47 случаев возбуждения процедуры нарушения норм ЕС. «Налогообложение», «таможенный союз» и «окружающая среда» – отрасли, где было отмечено более 50% нарушений.

На этот раз в «Табло» был включен специальный отчет о применении принципов единства рынка к сфере государственных закупок. Государственные закупки, как указано в бюллетене, составляют важную часть экономики ЕС – свыше 2 тыс.млрд.евро или около 17% совокупного ВВП в 2007 г. Развитие трансграничной конкуренции в этой области несет государствам-членам сокращение расходов на 5-8%, то есть 15-30 млрд.евро. Если данный положительный тренд сохранится в течение следующего десятилетия, то это выльется в прибавку к ВВП в 0,08-0,12% и возможность создания дополнительно от 160 тыс. до 240 тыс. рабочих мест. Тендеры на 1/5 госзаказов (как правило, это предложения на осуществление крупных госзаказов) публикуются открыто в Официальном журнале ЕС. Согласно нормам ЕС государственные органы, заключающие контракт, должны принимать во внимание цену, технические и экологические достоинства исполнения заказа, предоставляемые подрядчиками, и выбирать наиболее выгодного с экономической точки зрения исполнителя. Пакет соответствующих нормативных актов ЕС от 2004 г. уже нашел отражение в национальном законодательстве в 26 из 27 государствах-членах (за исключением Люксембурга). Так что теперь акцент практически полностью переместился на контроль со стороны ЕК за исполнением государствами принятых обязательств. Повышение открытости сделок в сфере государственных закупок призвано повысить уровень конкуренции, изжить фаворитизм и скрытые формы господдержки национальных предприятий. По данным Табло, в настоящее время в среднем на опубликованный тендер претендуют порядка пяти подрядчиков. При этом, однако, только 1,7% заказов отдается подрядчикам из другого государства-члена ЕС. Для некоторых секторов эта величина достигает 10%. Это относится к лабораторным исследованиям, заказам на производство оптического оборудования и других точных приборов, услуги в нефтегазовой отрасли. Большую же часть контрактов по-прежнему осуществляют подрядчики страны поместившей информацию о тендере. Но даже при таком исходе тендеров государства экономят на цене заказов.

В сотрудничестве со шведским председательством Европейская комиссия учредила премию для граждан, которые внесли существенный вклад в укрепление единого рынка. Несколько месяцев шло обсуждение кандидатов и, наконец, 14 октября 2009 г. состоялось первое вручение премии. Лауреатом стала Аврора де Фрейтас – гражданка Португалии, пенсионерка, 40 лет проработавшая во Франции домашней портнихой и стилистом. Многие годы она помогала португальцам реализовать себя на пространстве ЕВР, разъясняла их права, боролась во Франции с дискриминацией по признаку государственной принадлежности.

Н.Кондратьева

2.2. Экономический и валютный союз

Вторая половина лета и начало осени по-прежнему прошли под знаком мирового экономического кризиса. Действия органов ЕС были направлены на реализацию согласованного ранее пакета антикризисных мер, в котором выделялось три основных линии: совершенствование макроэкономического и финансового надзора, управление государственными финансами и укрепление позиций ЕС в международных экономических структурах. К числу новых событий следует отнести попытки осмыслить в самом широком плане природу нынешнего кризиса, обобщить опыт антикризисной политики ЕС, а также разработать превентивную стратегию на будущее.

С 1 июля руководство органами ЕС перешло к Швеции. Центральным звеном программы ее председательства стало противодействие финансовому кризису. До конца года планируется достичь политического соглашения по вопросам усиления и развития надзора – как макроэкономического, так и финансового.

Состоявшееся 7 июля заседание Совета Экофин включало три главных вопроса. Во-первых, министры обсудили возможности уменьшения процикличности финансовых рынков. Напомним, что процикличностью называют эффект увеличения колебаний на волатильных рынках, который может возникать, в частности, вследствие несовершенства действующего законодательства. В подготовленном к заседанию докладе назывались четыре основных пути преодоления проциклических явлений: мониторинг системных рисков; создание антициклических амортизаторов в виде дополнительных резервов и соответствующих нормативных требований; совершенствование правил бухгалтерского учета в целях более корректного учета стоимости активов; введение таких правил выплаты вознаграждений банковским служащим, которые не стимулировали бы их к принятию чрезмерно рискованных решений.

Во-вторых, Совет решил начать процедуры противодействия чрезмерному дефициту в Латвии, Литве, Мальте, Польше и Румынии. Он продлил до 2012 г. срок, в течение которого Венгрия должна сократить дефицит госбюджета до нормативного значения. Совет одобрил новые программы конвергенции в Латвии и Румынии, программы стабилизации в Австрии, Бельгии, Словакии и Словении.

В-третьих, обсуждались новые среднесрочные бюджетные цели. Словения предложила провести оценку нового метода их подсчета, который должен применяться с осени 2009 г. Суть вопроса состоит в том, что во время реформы Пакта стабильности и роста 2005 г. было решено при расчете бюджетной позиции страны учитывать так называемые встроенные пассивы (implicit liabilities), например, пенсионные выплаты. Словения имеет сравнительно небольшой государственный долг – не более 30% ВВП. По старому методу, допустимый для нее дефицит составит 1% ВВП, а по новому методу страна должна иметь профицит в размере 0,75% ВВП. Другими словами, новая методика ужесточает правила бюджетной дисциплины для государств, имеющих небольшой госдолг, т.к. выплаты по нему включаются во встроенные пассивы. От нововведения пострадают также балтийские страны, получившие нулевой госдолг при распаде СССР и испытывающие ныне серьезные экономические трудности.

ЕС провел интенсивную работу в преддверии саммита G-20 в Питтсбурге (США) 24-25 сентября. 2 сентября в Брюсселе прошло заседание 16 министров финансов стран еврозоны, а через несколько часов – неофициальный обед министров финансов ЕС-27. Его целью была выработка общей позиции ЕС на встрече министров финансов G-20 в Лондоне 4-5 сентября. Кроме того, активные консультации проходили на двустороннем уровне между странами-членами G-20. Лидеры Франции и Германии – Николя Саркози и Ангела Меркель – обсудили вопросы выплаты бонусов руководителям банков; отношения с налоговыми гаванями; действия в отношении стран, которые отказываются сотрудничать с ЕС в борьбе с отмыванием нелегальных доходов; внесение поправок в стандарты бухгалтерской отчетности и в пруденциальные нормативы.

На июльском заседании Совета Экофин глава Еврогруппы Жан-Клод Юнкер доложил результаты внутренних консультаций по вопросу о закреплении за зоной евро единого представительского места в МВФ. По его словам, предложение Еврогруппы и Комиссии «не получило и толики одобрения», хотя в долгосрочной перспективе такое решение является самым правильным, т.к. в этом случае зона евро сможет наилучшим образом представлять и отстаивать свои интересы. Большинство государств-членов согласны с этим, однако предпочитают отложить решение на неопределенный срок. Видимо, одни из них не желают потерять собственный голос в МВФ, тогда как другие опасаются трудной процедуры согласования единой позиции.

1-2 октября в Гетеборге (Швеция) состоялось заседание совета Экофин на уровне министров финансов и глав центральных банков. Главными вопросами были: утверждение согласованных национальных стратегий преодоления чрезмерного дефицита государственного бюджета, реформирование европейской системы финансового надзора и финансирование мер противодействия глобальному потеплению. В документе, распространенном перед заседанием председательствующей Швецией, говорилось о том, что государствам-членам ЕС целесообразно продолжать экспансионистскую экономическую политику до тех пор, пока не появятся надежные признаки оживления экономики. Вместе с тем настало время обсудить вопросы стандартизации денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики. Предлагалось, чтобы каждое государство разработало собственную стратегию преодоления бюджетного дефицита, возросшего вследствие массированной социальной помощи и антикризисных мер с целью стимулирования экономики. Напомним, что данные программы принимаются согласно Пакту стабильности и роста и ежегодно до 1 декабря представляются на утверждение Совету ЕС и Комиссии. По мнению Швеции, на этот раз они должны включать следующие элементы: своевременную отмену принятых чрезвычайных мер; ускоренную бюджетную консолидацию (сокращение дефицитов более чем на 0,5% ВВП ежегодно); усиление структурных реформ, особенно рынка труда и пенсионной системы, увеличение инвестиций в исследования и экологически чистые технологии. В части реформирования финансовой системы Швеция считает необходимым сосредоточить усилия на укреплении макроэкономического надзора с целью своевременного обнаружения возникающих «пузырей».

Одним из политически чувствительных вопросов макроэкономической обстановки в ЕС является риск возникновения дефляции. Представители ЕЦБ впервые заговорили о ней осенью 2008 г. С того времени в ЕС наблюдается понижательная динамика цен. На июльском заседании Еврогруппы ее глава Жан-Клод Юнкер, а также член Комиссии, ответственный за финансовые вопросы, Хоакин Альмуния энергично отвергали возможность дефляции. По их словам, в ЕС этой проблемы не существует, а снижение цен связано с падением мировых цен на энергоносители и продовольствие, а также с сокращением внутреннего спроса в странах ЕС. Поэтому, как заявили оба официальных лица, инфляция в скором будущем вернется к 2-процентному ориентиру, который был установлен ЕЦБ. Спустя три месяца, когда цены упали еще больше, те же формулировки почти дословно повторил ЕЦБ. В октябрьском выпуске его ежемесячного бюллетеня говорилось, что, хотя Гармонизированный индекс цен составил в зоне евро минус 0,3% в сентябре, по сравнению с минус 0,2% в августе, «прогнозируется, что годовые темпы инфляции в ближайшие месяцы вернутся к положительным значениям..., а инфляционные ожидания… приблизятся к уровню 2% в среднесрочном плане».

Создается впечатление, что на публике органы ЕС выступают единым фронтом, чтобы не допустить возникновения и закрепления дефляционных ожиданий. Ведь, если это случится, потребители будут ждать дальнейшего понижения цен, а инвесторы потеряют надежду на возможность прибыльного вложения средств внутри ЕС. Как уже не раз бывало, психологический фактор может спровоцировать крайне неблагоприятные макроэкономические последствия. Понятно, что сейчас на фоне рекордно низких процентных ставок ЕС не хочет попасть в дефляционную ловушку, сродни той, в которую на десять лет угодила японская экономика.

На протяжении третьего квартала ЕЦБ продолжил проведение операций рефинансирования по измененной схеме – с полным размещением и по единой фиксированной ставке. Поскольку в мае 2008 г. ставка рефинансирования была снижена до минимального в истории ЕЦБ уровня, 1% годовых, все проведенные с той поры тендеры основного и длительного рефинансирования проходили по этой ставке. При этом, если тендеры основного рефинансирования (MRO) имели стандартную продолжительность – одну неделю, то по тендерам длительного рефинансирования ликвидность предоставлялась на срок в один, три и шесть месяцев. 1 октября ЕЦБ впервые провел тендер сроком на один год (точнее, 364 дня). Общее число его участников составило 589, а общая сумма размещения – 75,2 млрд.евро. Кроме того, ЕЦБ продолжал проведение операций в долларах США – на срок 7,28 и 84 дней. Процентная ставка по ним была чуть выше ставки MRO и составляла от 1,12% до 1,21%. Несмотря на массированное вливание ликвидности в банковский сектор, денежный рынок зоны евро по-прежнему функционирует вполсилы. С октября 2008 г. по сентябрь 2009 г. месячные ставки EURIBOR снизились с 4,83% до 0,46%. Ставка EONIA, которая в нормальной ситуации фактически следовала за ставкой ЕЦБ по основным операциям рефинансирования, теперь, как и EURIBOR, опустилась ниже ее. В сентябре она составила 0,36%. Кардинальное снижение ставок в зоне евро происходит на фоне аналогичной тенденции в США и Японии. Так, в сентябре трехмесячный LIBOR в США равнялся 0,30%, а в Японии – 0,36%.

В первых числах октября Еврокомиссия опубликовала обширный доклад «Экономический кризис в Европе: Причины, последствия и ответы». В нем говорится: «лица, принимающие решения в Европейском Союзе – как на центральном уровне, так и на уровне государств-членов – были неприятно удивлены той степенью остроты, которой достиг финансовый кризис в начале сентября 2008 г.». С лета 2007 г. принимавшиеся меры ограничивались денежно-кредитной политикой, то есть предоставлением ликвидности банковскому сектору в связи с замораживанием межбанковского денежного рынка. После сентября 2008 г. пришлось задействовать весь арсенал антикризисных инструментов, включая агрессивное снижение процентных ставок, банковские гарантии, рекапитализация и выкуп токсичных активов, чтобы не допустить краха финансовой системы. По оценкам экспертов ЕК, в настоящее время «кризис еще далек от разрешения», а появившиеся признаки оживления, скорее всего, будут недолговечными из-за нерешенных структурных проблем европейской экономики.

О.Буторина

2.3. Социальная политика

Важнейшие задачи шведского председательства в ЕС, которое началось 1 июля, в социально-экономической сфере изложены вдокументе под названием «Рабочая программа председательства Швеции в ЕС». Девиз документа – «С ильная и эффективная Европа». В соответствии с этим, приоритетами Швеции объявлены борьба со стагнацией европейской экономики,внедрение европейской системы контроля над финансовыми рынками, проведение активной политики на рынке труда, в том числе противодействие растущей безработице, сокращение гендерного дисбаланса, а также решение проблем, связанных с социальным обеспечением и старением населения.

2 июля Европейская комиссия утвердила изменения к директиве о свободном передвижении граждан ЕС и их семей и приняла установки для эффективного применения директивы 2004/38/EC о праве граждан ЕС свободно перемещаться, выбирая место жительства и работы. П рименение директивы также призвано оптимизировать меры по борьбе с преступностью и злоупотреблениями в данной области. ЕК приняла решение улучшить информирование граждан и усовершенствовать сотрудничество со странами-членами по пунктам, которые были названы проблемными в применении данной директивы. В частности, это относится к определению достаточных источников финансирования общественной безопасности. ЕК также работает над выпуском упрощенной версии разъяснений для граждан и статьи в Википедии о правах граждан.

2 июля ЕК предложила создать новый инструмент микрофинансирования для всех, кто хочет начать собственный бизнес в условиях текущего финансового кризиса, но из-за ограниченного доступа к кредитным ресурсам сталкивается с трудностями при поиске средств. Микрофинансирование сегодня является эффективным инструментом содействия экономическому росту, поскольку оно, в отличие от традиционной банковской практики, не предъявляет жестких требований к получателю кредита. Одним из главных социально-экономических преимуществ микрофинансирования является то, что этот финансовый режим позволит людям открыть собственное дело, стать активным участником системы экономических отношений, повысить как свое благосостояние, так и наемных работников. ЕК предлагает установить первоначальный бюджет в 100 млн.евро с возможностью привлечь более 500 млн.евро через совместную инициативу с международными финансовыми институтами (в частности, группой Европейского инвестиционного банка). Член ЕК по вопросам занятости, социальных проблем и равных возможностей Владимир Шпидла считает, что экономический кризис приведет в ЕС в этом году к потере 3,5 млн. рабочих мест, закрыв при этом доступ к кредитам тем, кто хотел бы начать или развивать свой бизнес. Микрокредит в ЕС выдается в размере до 25 тыс. евро предприятиям, предоставляющим работу не более чем 10 лицам (это 91% всего европейского бизнеса), а также безработным, не имеющим доступа к традиционным банковским услугам. Сегодня 99% стартующих компаний в ЕС – это микрокомпании и малые предприятия, и треть из них основана безработными. Начало деятельности в этом направлении ожидается в 2010 г. после обсуждения в Совете Министров и Европейском парламенте.

Безработица же в ЕС продолжает расти. По данным Евростата, в еврозоне в июле она выросла до 9,5% (на 0,1% за месяц и на 2,0% за год). В целом по ЕС-27 уровень безработицы в июле составил 9,0%, поднимаясь теми же темпами, что и в еврозоне. Количество безработных граждан в ЕС достигло 21 794 тыс. человек, из которых более 15 млн. проживают в еврозоне. За год их число выросло, соответственно, более чем на 5 и на 3 млн. человек. Больше всего в этом отношении пострадали граждане Испании, Латвии и Литвы (численность безработных увеличилась на 16,7-18,5%), менее всего – жители Нидерландов, Австрии и Кипра (3,4-5,5%). В июле уровень безработицы в США почти сравнялся со среднеевропейским (9,4%), в Японии он значительно ниже – 5,7%.

Высокий уровень безработицы среди европейской молодежи – серьезная проблема для настоящего и будущего Европейского Союза. ЕК решила инициировать консультации с общественностью об учебной и профессиональной мобильности молодого поколения. 8 июля она опубликовала Зеленую книгу «Содействие учебной мобильности молодежи» с целью начать дискуссию о наиболее действенном способе активизации возможностей обучения и профессионального развития молодых европейцев. В книге подчеркивается, что п роведение некоторого времени за границей с целью обучения и получения опыта работы является одним из важнейших способов повышения конкурентоспособности работника на рынке труда. ЕС поддерживает молодежь в рамках различных программ и инициатив, включая программы обмена молодежи, стипендии, гранты для исследований и т.п. Однако учебные поездки за границу предпринимает не более 1,0% возрастной группы 16-29 лет. Подобная статистика настораживает Еврокомиссию и побуждает ее активизировать консультации с общественностью по поводу возможностей поощрения учебной мобильности молодежи, которые продлятся до 15 декабря 2009 г., а ответы и предложения будут собраны с помощью онлайн-анкет.

23 июля Евростат опубликовал отчет о влиянии экономического кризиса на безработицу в среде молодых европейцев в Евросоюзе. По данным отчета, в первом квартале 2009 г. уровень безработицы в ЕС-27 среди граждан в возрасте 15-24 лет составлял 18,3%, что более чем в два раза превышало общий уровень безработицы – 8,2%. В ЕС безработными были 5 млн. молодых граждан ЕС, в Еврозоне – 3,1 млн. При этом показатели безработицы сильно варьируются – от 6,6% в Нидерландах до 38,4% в Испании и 30,9% в Литве. В первом квартале 2008 г. уровень безработицы среди молодых мужчин и женщин в странах ЕС был практически одинаков – 14,6 и 14,7%. Однако через год среди молодых мужчин он вырос до 19,1%, а среди молодых женщин – до 17,4%.

По данным Евробарометра, опубликованным 24 июля, 61% граждан ЕС ожидает, что экономический кризис будет и в дальнейшем влиять на рынок труда, а треть трудоустроенных граждан сильно обеспокоены возможностью потерять работу во время кризиса. П ока вследствие кризиса работу потеряли всего 3,5% европейцев, однако 36% заявили, что им известны случаи потери работы близкими знакомыми, коллегами или родственниками. Почти половина опрошенных опасается за рабочие места своих супругов и детей. В случае потери работы большинство респондентов готовы выполнять аналогичную работу в том же регионе или, при отсутствии таковой, согласны на переезд в другой регион. Европейцы довольно мобильны: им предпочтительнее перебраться на новое место, чем менять профессию. Примерно каждый четвертый европейский безработный согласен на любую работу. При этом 72% опрошенных считают, что ЕС играет важную роль в создании новых рабочих мест и в борьбе с безработицей, а треть опрошенных знает о существовании Европейского социального фонда (ЕСФ) – главного инструмента ЕС по поддержке граждан, потерявших работу вследствие кризиса. Помощь от ЕСФ уже получили или ожидают получить сегодня не только жители наименее развитых стран ЕС, но и работники автомобильной и текстильной и других отраслей в Бельгии, Ирландии и Германии. Наибольший удар в плане увольнений испытали Ирландия, Испания, Латвия и Литва. Наименьшее количество сокращений зафиксировано в Греции, Люксембурге и Нидерландах. В целом более половины (52%) граждан считают, что Евросоюз играет важную роль в улучшении ситуации на рынке труда. Этот показатель значительно увеличивается, когда речь идет об отдельных сферах: более трех четвертей опрошенных считают, что Евросоюз содействует улучшению доступа к академическому и профессиональному образованию, а также признают его успех в продвижении гендерного равенства. Большинство европейцев полагают, что и в период кризиса и впоследствии профессиональный опыт и высокая квалификация являются ключевыми аспектами для поиска работы и удовлетворения ее результатами.

Евростат опубликовал отчет об уровне потребительских цен в странах Евросоюза в 2008 г. По данным отчета, в 2008 г. уровень цен на потребительские товары и услуги сильно варьировал по странам ЕС. Самый высокий уровень цен был зафиксирован в Дании (141% среднего показателя ЕС), Ирландии (127%) и Финляндии (125%), наиболее низкий – в Болгарии (51%), Румынии (62%), Литве (67%) и Польше (69%). В Австрии, Италии, Германии и Нидерландах цены почти не превышали среднего показателя (103%). В 2008 г. уровень цен на продовольственные товары и безалкогольные напитки колебался от 67% среднего показателя ЕС в Болгарии до 147% в Дании. Цены на алкогольные напитки и табачные изделия были наиболее низкими в Румынии (61% среднего показателя), а наивысшими – в Ирландии (184%). Цены на одежду были наиболее низкими в Великобритании (83%), наивысшими – в Финляндии (123%). Наиболее низкие цены на бытовую электронику были зарегистрированы в Великобритании (86%), наивысшие – на Мальте (126%). Цены на гостиничные и ресторанные услуги различались наиболее разительно – от 40% среднего показателя в Болгарии до 151% в Дании.

4 августа Евростат опубликовал данные о демографической ситуации в ЕС. Численность населения 27 стран-членов на 1 января 2009 г. достигла 499,8 млн. человек, или на 2,1 млн. больше, чем год назад. В целом продолжающийся естественный прирост населения (с 2004 г.) является итогом умеренного роста рождаемости и относительного устойчивого показателя смертности. В 2008 г. в ЕС зарегистрировано 5,4 млн. новорожденных. В среднем, это 10,9 новорожденных на 1 тыс. населения. Уровень рождаемости вырос во всех странах-членах ЕС, за исключением Германии. Впереди по этому показателю идут Литва, Ирландия, Польша и Кипр. Что касается показателя смертности, то он наиболее высок в Германии, на Мальте и во Франции.

14 сентября первая оценка результатов второго квартала 2009 г. свидетельствует о снижении уровня занятости на 0,5% (-702 тыс. чел.) в еврозоне и 0,6% (-1443 тыс.чел.) в ЕС-27 по сравнению с предыдущим кварталом и на 1,8% и 1,9%, соответственно, по сравнению с вторым кварталом 2008 г. Снижение занятости произошло во всех секторах экономики, за исключением услуг, связанных со здоровьем, образованием и общественным управлением, которые показали положительный рост порядка 0,5%. Падение занятости было самым заметным на производстве и в строительстве, менее ощутимым – в агробизнесе, торговле, транспорте и коммуникационных услугах. По оценкам Евростата, число занятых составляло 222,7 млн. чел. в ЕС-27 и 145,5 млн. в еврозоне. Согласно экономическому прогнозу, опубликованному Европейской комиссией 14 сентября, Европа выходит из рецессии, глобальные условия улучшаются, нарастают признаки восстановления экономики. По расчетам экспертов, ВВП в Евросоюзе и еврозоне сократится в 2009 г. на 4%, уровень цен в ЕС-27 вырастет в среднем на 0,9%, а в еврозоне – на 0,4%.

15 сентября Евростат обнародовал данные о стоимости рабочей силы, которая выросла во втором квартале 2009 г. на 4% в еврозоне и на 3,7% в ЕС-27 по сравнению с тем же периодом 2008 г. В еврозоне в промышленности зарплаты выросли на 5,3%, на 4,5% – в строительстве, на 4,2% – в сфере услуг, в ЕС-27, соответственно – на 5,1; 4,1 и 2,9%. Самый интенсивный рост данного показателя зафиксирован в Болгарии (15,5%) и Румынии (11,7%), годовое падение наблюдалось в Литве (-6,2%) и Эстонии (-0,6%). По данным Евростата от 16 сентября, инфляция в еврозоне в августе 2009 г. по сравнению с августом 2008 г. была отрицательной (-0,2%), в целом по ЕС-27 составляла 0,6%. По сравнению с июлем 2009 г. данный показатель вырос незначительно (0,3%) в обоих случаях. Заметнее всего годовая инфляция проявилась в Венгрии и Румынии (около 5%), наибольший отрицательный рост наблюдался в Ирландии (-2,4%) и Португалии (-1,2%). За прошедший год больше всего выросли цены на табак и алкоголь (4,5%), домашнее оборудование (1,7%), отели и рестораны (1,5%). Менее всего пострадали от инфляции цены на транспорт, пищу и жилье.

18 сентября Евростат опубликовал справочник «Европа в цифрах», который отражает развитие ключевых статистических индикаторов в ЕС-27, еврозоне, отдельных государствах-членах и государствах-кандидатах на вступление в ЕС. В частности, в справочнике отмечено, что в 2006 г. показатель детской смертности в ЕС-27 составлял 4,7 случаев на 1 тыс. рождений – значительно меньше, чем в 1985 г. – 12,8. В 2007 г. самым низким этот показатель был в Люксембурге (1,8), Швеции (2,5), Финляндии (2,7), Словении (2,8), Чешской Республике и Ирландии (по 3,1), самым высоким – в Румынии (12,0), Болгарии (9,2), Латвии (8,7), на Мальте (6,5) и в Словакии (6,1). В 2006 г. немногим более трети докторантов из 516,5 тыс. (не считая Германию и Люксембург) изучали естественные науки, математику и вычислительную технику, 23% – социальные науки, бизнес и право, 22% специализировались в преподавании, гуманитарных науках и искусстве, 14% – в отраслях медицины и социального обеспечения, около 3% изучали сельское хозяйство и ветеринарную медицину. В ЕС-27 доля сектора деловых и финансовых услуг в экономике возросла приблизительно с 25% ВВП в 1997 г. до 28% в 2007 г. Другие услуги, в том числе в торговле, транспорте и связи, почти не претерпели изменений (около 21%). Доля промышленности упала с 23,3% в 1997 г. до 20,2% в 2007 г., а доля строительной отрасли выросла с 5,6% до 6,3%. Доля сельского хозяйства, охоты и рыболовства уменьшилась с 2,8% до 1,9%. Число людей, имеющих вторую работу составило в среднем по ЕС-27 около 4%, занятых частично – 18%.

29 сентября Европейская комиссия представила новый доклад, посвященный вопросам социальной защиты и сплочения населения. Как подчеркивается в докладе, в условиях кризиса правительства многих стран Евросоюза резко сокращают социальные расходы. Ч тобы сохранить человеческий капитал и таким образом обеспечить будущую способность к устойчивому экономическому росту, необходимо улучшить качество рабочих мест и уменьшить сегментацию рынка труда. ЕК призвала все государства-члены уделять больше внимания социальным проблемам, главной из которых является бедность, и пытаться решать эту проблему на европейском уровне. Согласно последним данным, уровень бедности в странах ЕС колеблется от 10% (Нидерланды, Чехия) до 20% и выше (Латвия, Болгария и Румыния). «У европейцев есть право гордиться своей системой социальной защиты, поскольку благодаря ей удалось смягчить наихудшие для жителей социальные последствия экономического кризиса», – заявил Владимир Шпидла. Он отметил также, что в Евросоюзе наличие работы еще не является гарантией против бедности, а рабочие места не всегда имеют надлежащее качество. Бедность, неравенство и социальная маргинализация остаются самыми острыми проблемами в большинстве стран, хотя ситуация в отдельных странах существенно различается. Некоторые группы населения (мигранты, одинокие родители, работники низкой квалификации) испытывают сегодня немалые трудности в поисках своего места на европейском рынке труда. Что касается социальной защиты населения, то сегодня необходимо гарантировать эффективный доступ к качественным услугам для всех, а также усилить эффективность расходов на социальные нужды, включая адекватное пенсионное обеспечение, что невозможно без радикального улучшения здоровья граждан и продления их работоспособности. По мнению В.Шпидлы, необходимо разработать также общеевропейскую стратегию, благодаря которой в ЕС будут создаваться новые качественные рабочие места.

Н.Говорова

2.4. Энергетическая политика

Летом и осенью 2009 г. произошел ряд важных событий, связанных с различными проектами диверсификации поставок энергии в ЕС: подписаны соглашения о строительстве двух газопроводов – «Набукко» и Транс-Сахарского, завершен процесс подписания двусторонних соглашений по газопроводу «Южный поток», получены ключевые разрешения, позволяющие начать строительство газопровода «Северный поток», или «Nord Stream» (о двух последних проектах см. раздел Отношения России и ЕС в сфере энергетики).

13 июля в Анкаре пять стран (Австрия, Болгария, Венгрия, Румыния и Турция) подписали межправительственное соглашение о строительстве газопровода «Набукко». На церемонии подписания присутствовали представители Еврокомиссии, Германии, Грузии, потенциальных стран–поставщиков газа (Азербайджана и Ирака), а также спецпредставитель США по вопросам энергетики в Евразии. Трубопровод протяженностью 3300 км свяжет Турцию с газовым хабом в Австрии. Пропускная мощность трубопровода – 31 млрд. м3 в год, стоимость проекта оценивается в 8 млрд.евро (в эту сумму не входит стоимость соединения турецкой газотранспортной системы с потенциальными поставщиками газа). ЕС обещает финансовую поддержку проекта в рамках Европейского плана восстановления экономики; также есть договоренность о выделении льготного займа ЕИБ в сумме 2 млрд.евро.

Подписание соглашения стало возможно после урегулирования ряда спорных вопросов между странами ЕС и Турцией. Турции отказалась от требования получать до 15% от всего транспортируемого по «Набукко» газа, получив взамен дополнительные налоговые платежи и гарантии того, что по трубопроводу будут возможны поставки газа в обоих направлениях. Речь идет о возможности поставлять газ не только с востока на запад, но и с запада на восток – из ЕС в Турцию – в случае перебоев с поставками российского газа по Голубому потоку.

Помимо межправительственного соглашения, уже существует договоренность о создании консорциума в составе нефтегазовых компаний пяти упомянутых стран (Австрии, Болгарии, Венгрии, Румынии и Турции) и германской RWE. Участие «Газ де Франс» в проекте было заблокировано Турцией по политическим соображениям. На следующей стадии, намеченной на конец 2009 г., запланировано заключение коммерческих контрактов на распределение транспортных мощностей. 50% мощностей будут распределены между участниками консорциума, оставшиеся 50% поступят в свободную продажу.

По-прежнему открытым остается вопрос об источниках поставки газа. На сегодняшний день лишь Азербайджан дал обязательства о выделении газа для «Набукко». Однако азербайджанского газа недостаточно для того, чтобы трубопровод стал экономически эффективным. Заинтересованность к проекту проявляют Туркменистан и Иран, однако никаких договоренностей с ними пока нет. Также в качестве потенциальных поставщиков рассматриваются Ирак, Казахстан и даже Сирия (посредством интеграции «Набукко» и Транс-Арабского газопровода).

Эксперты отмечают большое геополитическое значение газопровода «Набукко»: возможность доступа к газовым запасам Закавказья и Центральной Азии в обход территории России; укрепление партнерства между ЕС и Турцией (Ж.М.Баррозу отметил, что проект «может открыть дверь для новой эры отношений между Турцией и ЕС»); перспектива интенсификации сотрудничества с Сирией и, в перспективе, с Ираном.

3 июля Алжир, Нигерия и Нигер подписали межправительственное соглашение о строительстве Транс-Сахарского газопровода. ЕК поддерживает этот проект как один из способов диверсифицировать поставки газа в ЕС. Газопровод свяжет месторождения Нигерии с газотранспортной системой Алжира, откуда газ может быть поставлен в Европу через подводные трубопроводы Медгаз (Алжир-Испания) и Галси (Алжир-Италия). Протяженность газопровода составит 4188 км, пропускная мощность – от 20 до 30 млрд. м3. Ориентировочная стоимость проекта – около 10 млрд.долл. Ввод трубопровода в эксплуатацию планируется в 2015 г. Ряд крупных энергетических компаний уже заявили о своем интересе к проекту, включай Total (Франция), Royal Dutch Shell (Великобритания-Нидерланды), ENI (Италия) и «Газпром». Напомним, что в конце июня 2009 г. «Газпром» и Нигерийская национальной нефтяная корпорация создали на паритетных началах (50%/50%) совместное предприятие для реализации проектов в области добычи газа, создания газотранспортных и газораспределительных мощностей, а также мощностей по переработке и энергетических объектов, работающих на газе. Общие инвестиции СП превысят 2 млрд.долл. Запасы газа в Нигерии составляют 4,1 трлн. кубометров (седьмое место в мире). При этом, по некоторым оценкам, неразведанные запасы существенно превышают указанную цифру.

В активную фазу вступило обсуждение масштабного проекта Desertec, предполагающего развитие солнечной энергетики в Северной Африке и на Ближнем Востоке. 13 июля общие контуры проекта обнародовали 12 заинтересованных европейских компаний, в числе которых E.ON, RWE, Siemens, ABB и Deutsche Bank. Проект поддержали президент ЕК Ж.М.Баррозу и канцлер Германии Ангела Меркель. Проект предусматривает строительство сотен солнечных электростанций в Сахаре и сети линий электропередач, которая свяжет страны ЕС, Северной Африки и Ближнего Востока. По оценкам инициаторов проекта, необходимый объем инвестиций составит около 400 млрд.евро в течение 40 лет. После реализации Desertec сможет обеспечить 15% потребности ЕС в электроэнергии, а также значительную долю электричества, необходимого для стран Северной Африки и Ближнего Востока. По сути это первый проект, который мог бы наполнить конкретным содержанием идею Средиземноморского энергетического кольца.

В середине июля Еврокомиссия предложила проект регламента о повышении безопасности поставок газа, который должен заменить действующую директиву 2004/67. Документ предлагает ряд мер по минимизации последствий возможных перебоев с поставками и совершенствует механизмы сотрудничества стран-членов в этой сфере. В основу кризисного реагирования должны лечь «ясные и эффективные» национальные планы действий в чрезвычайных ситуациях, разработанные с учетом оценки возможных рисков. Предполагается усилить сотрудничество стран ЕС с использованием механизмов Координационной группы по газу и обеспечить взаимный доступ к информации об имеющихся запасах. Также предлагается усовершенствовать условия финансирования проектов развития трансграничной инфраструктуры, созданию новых мощностей для импорта газа, строительству новых хранилищ и маневрированию газовыми потоками.

В начале сентября генеральный директор по внешним связям Энеко Ландабуро, выступая на заседании комитета по внешней политике Европарламента, заявил о необходимости заключить «энергетический договор». В частности, он отметил, что вряд ли «Лиссабонский договор достаточен для того, чтобы ЕС смог проводить энергетическую политику в интересах всей Европы». Он подчеркнул необходимость передачи значительной части национального суверенитета в сфере энергетики органам ЕС путем подписания некоего договора наподобие Договора о ЕОУС.

Н.Кавешников

2.5. Региональная политика и деятельность Структурных фондов

Вышел в свет выпуск 2009 г. регионального ежегодника Евростат, содержащего статистические данные о населении, развитии предприятий и городов, трудовых ресурсах, ВВП, положении в сферах НИОКР, образования, культуры, туризма и сельского хозяйства 271 региона ЕС, а также регионов стран-кандидатов (Турции, Македонии и Хорватии) и стран ЕАСТ (Исландии, Норвегии, Лихтенштейна и Швейцарии).

Впервые в сборник включен раздел о развитии информационного общества. Согласно представленным данным, Нидерланды лидируют по уровню доступа индивидуальных пользователей к сети Интернет. Среди отстающих названы 38 районов в Румынии, Болгарии, Испании, Чехии, Италии, Греции, Португалии, Венгрии, Польше и на Кипре. Ежегодник доступен по адресу:

http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/product_details/publication?p_product_code=KS-HA-09-001

Осенний номер журнала «Панорама» посвящен проблемам глобального изменения климата. В статьях дается оценка вклада региональной политики ЕС в решение данной проблемы. В частности, рассказывается о программе, осуществлявшейся на Реюньоне (Франция) и получившей в феврале 2009 г. премию «Районы-звезды». Журнал знакомит читателей также с повесткой дня конференции по глобальным климатическим изменениям, которая состоится в Копенгагене в декабре 2009 г. Последние номера журнала см. на: http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/panora_en.htm.

22 июля Комиссия ЕС обнародовала новые антикризисные меры в сфере социального и регионального развития. Она высказала готовность повысить уровень участия структурных фондов в финансировании 455 региональных программ. В частности, в 2009-2010 гг. социальные программы могут быть поддержаны из средств социального фонда на 100%, соответственно вклад собственных средств регионов в такие программы может быть сведен к нулю.

Отметим наиболее крупные конференции и встречи, организаторами которых выступили институты ЕС. 1 октября ЕК провела в Брюсселе обмен мнениями о программах развития сельской местности, осуществленных при финансовой поддержке структурных фондов. 25 сентября в Брюсселе состоялся семинар по будущей Зеленой книге ЕК о сплочении и сотрудничестве территорий. 17-18 сентября в Стокгольме в рамках председательства в ЕС Швеции состоялось очередное обсуждение Балтийской стратегии ЕС (официально она должна быть обнародована в конце октября).

Н.Кондратьева

2.6. Общая сельскохозяйственная и рыболовная политика

Общие сельскохозяйственная (ОСП) и рыболовная (ОРП) политики Евросоюза в июле-сентябре 2009 г. испытывали сильное воздействие ухудшения природных (изменение климата, истощение рыбных ресурсов) и социально-экономических (мировой экономический кризис, снижение спроса на рынке ЕС) условий.

В рамках ОСП это привело к стагнации или снижению производства ряда базовых продуктов. По оценкам основных профессиональных организаций аграрного сектора ЕС (КОПА и КОЖЕКА), сбор зерновых в 2009/2010 г. по сравнению с 2008/2009 г. сократился на 7,4% (до 285,2 млн. т), причем прежде всего из-за снижения урожайности (на 6%, до 4,9 т/га). Особенно сильно сократилось производство кукурузы (на 9,9%) и пшеницы (на 8,1%). Увеличился сбор риса и сорго, однако на них приходится менее 4% общего производства зерновых в Евросоюзе. С учетом больших переходящих запасов зерна в нем и хорошего урожая в ряде стран-импортеров, рыночные цены зерна в ЕС в 2009/2010 г., видимо, останутся низкими, что может привести к сокращению посевов, особенно вследствие снижения спроса на корма из-за экономических трудностей европейского животноводства.

Особенно тяжела ситуация в молочном секторе. С весны 2009 г. он охвачен беспрецедентно продолжительным и глубоким кризисом. Закупочные цены на молоко в среднем снизились почти на треть, что, по оценкам КОПА и КОЖЕКА, может нанести производителям молока ЕС ущерб, превышающий 10 млрд. евро, поставив многих из них на грань разорения. Впервые за многие годы в ситуацию на агропродовольственном рынке был вынужден вмешаться Европейский совет. В июне 2009 г., под давлением массовых протестов фермеров, он поручил Еврокомиссии в двухмесячный срок подготовить предложения по стабилизации молочного рынка. 2 июля в ЕК обратились министры сельского хозяйства двух ведущих «игроков» в рамках ОСП – Франции и Германии. Они предложили «заморозить» дальнейшее повышение квот на производство молока (по некоторым оценкам, способствующее его перепроизводству) и учредить новые формы регулирования молочного сектора ЕС, которые снизили бы его зависимость от действия рыночных факторов (увеличение периода и повышение цен интервенционных закупок масла и сухого молока в зависимости от рыночной ситуации, повышение субсидирования экспорта сыра, улучшение организационно-экономических отношений по всей цепи производства молокопродуктов в пользу фермеров, создание специального фонда помощи этим фермерам и др.).

Однако ЕК в своем докладе от 22 июля фактически отклонила эти предложения, как противоречащие линии на либерализацию ОСП, которая была заложена в программу ее корректировки до 2013 г. ЕК делает акцент на завершении уже предпринятых мер поддержки (в области рыночной интервенции, частного хранения некоторых молочных продуктов, субсидирования экспорта), оцениваемых ею в 600 млн.евро. Дополнительно она предложила лишь ограниченные меры: предоставление странам права штрафовать фермеров за превышение индивидуальных молочных квот и направлять собранные средства на реструктуризацию молочного сектора, использование для этого части средств, выделенных на развитие сельских территорий, перераспределение прямых платежей из бюджета ЕС между фермерами и регионами и т.п. Комиссия отказалась приостановить повышение молочных квот до 2015 г. (производство молока в ЕС в июле было на 4,2% ниже общего объема этих квот), повысить интервенционные цены (это противоречит курсу реформ ОСП с 1992 г.), субсидировать забой фермерами коров для сокращения производства молока, выделить средства для целевого финансирования антикризисных мер в молочном секторе (нет резервов в бюджете ЕС на 2009-2010 гг.).

По отношению к предложениям ЕК страны ЕС к концу сентября разделились на две группы: 20 стран во главе с Францией и Германией не согласились с ними, потребовав более решительных мер в борьбе с кризисом – временного повышения интервенционных цен и экспортных субсидий, введения субсидий для использования молокопродуктов на кормовые цели, повышения гибкости и адекватности инструментов управления рынком в условиях резких колебаний цен, рационализации договорных отношений в «молочно-продовольственной цепи» в пользу фермеров. Однако на «замораживании» роста квот настаивали лишь шесть стран, на создании целевого фонда для молочного сектора – одна. Линию ЕК поддержали только семь стран: традиционно скептические в отношении ОСП Великобритания, Дания, Нидерланды и Швеция, а также страны, в которых молочный сектор не играет большой роли (Греция, Кипр, Мальта). Комиссия, однако, отметила, что принятые ею меры уже дали позитивные результаты: за июнь-сентябрь 2009 г. цена масла на рынке ЕС возросла на 5%, сухого молока – на 3%, некоторых сыров – на 5-7%. Средняя цена молока только за июнь–июль выросла на 2,1%, в августе по странам она повысилась еще на 0,8-1,6%. Но эти изменения не удовлетворили фермеров, которые продолжают массовые выступления (30 тыс. человек и более) и, по оценке их организаторов, только за один день «общееэсовского» протеста в сентябре вылили на землю 350 тыс. л. молока.

На волне этих протестов страны первой группы настояли на проведении 5 октября 2009 г. экстренной встречи министров сельского хозяйства стран ЕС для обсуждения дальнейших мер с целью преодоления молочного кризиса. До этой даты организации молочных фермеров Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции согласились отложить общую забастовку в надежде, что министры примут их основные требования – повысить минимальные цены на молоко с 25 евроцентов за литр (предложение ЕК в июле) до 30-40 евроцентов и усилить регулирование молочного сектора для противодействия резким колебаниям цен.

Расхождения позиций по проблемам развития молочного сектора наблюдаются не только между государствами-членами, но и институтами ЕС, прежде всего между ЕК и Европарламентом. Евродепутаты выступают за большую поддержку молочного сектора ЕС, включая замораживание роста (и даже сокращение) квот на производство молока, усиление защиты от импорта и другие меры по балансированию предложения и спроса на молочном рынке ЕС, а также за создание целевого фонда финансирования молочного сектора в 600 млн.евро. Они остро критикуют недостаточные, по их мнению, меры, предпринимаемые ЕК.

Разногласия Европарламента и ЕК, вероятно, усилятся и в отношении развития ОСП в целом, т.к. в новом составе ЕП Комитет по сельскому хозяйству и развитию сельских территорий возглавил бывший министр сельского хозяйства Италии П. де Кастро, скептически настроенный к политике ЕК в этой области, а членами Комитета стали активные противники «либерализации» ОСП Ж.Бовэ (Франция) и Я.Войчеховски (Польша). Евродепутаты уже дали понять, что они против назначения на новый срок нынешнего «либерального» члена ЕК по сельскому хозяйству М.Фишер Боэль. Они также заявили, что после вступления в силу Лиссабонского договора все вопросы ОСП должны решаться в рамках т.н. «обычной законодательной процедуры», предоставляющей Европарламенту право вето.

По-видимому, усилятся и разногласия между странами первой и второй группы, особенно по стратегическим перспективам ОСП. Франция и Германия еще в начале июля объявили о создании двусторонней рабочей группы по подготовке к ОСП после 2013 г. Ее декларированная цель – «поставить прочные и тесные франко-германские отношения на службу европейскому сельскому хозяйству». Практически это означает сохранение лежавшего в основе ОСП франко-германского компромисса, в основу которого положен принцип обязательного дополнения действий рынка регулированием и поддержкой со стороны государства. Германия и Франция возражают против унификации системы регулирования аграрного сектора с другими секторами экономики Евросоюза, как этого добиваются страны второй группы. Базовые принципы «адаптированной ОСП» фактически уже сформулировал нынешний руководитель соответствующего Генерального директората ЕК Ж.-Л.Демарти. Они включают: существенную важность ОСП для продовольственной безопасности и регионального развития Европы и необходимость ее массированного финансирования из бюджета ЕС; неэффективность (а иногда и вредность) национальной политики стран ЕС для развития аграрного сектора в рамках Евросоюза; целесообразность усиления экологических и социальных аспектов ОСП; особую значимость ОСП для решения новых глобальных проблем (изменение климата, дефицит энергоресурсов и воды, сокращение биоразнообразия и др.); необходимость модификации общих принципов глобальной торговли в рамках ВТО применительно к аграрному сектору (учет специфики развивающихся стран, требований к качеству и безопасности продовольствия и др.).

Страны второй группы при оценке перспектив ОСП после 2013 г. делают акцент на упрощении и удешевлении ОСП, переориентации ее с производственно-торговых проблем аграрного сектора на содействие в решении глобальных энергетической и климатической проблем. Прежде всего, это относится к снижению эмиссии углекислого газа и метана (на сельское хозяйство приходится, соответственно, 1% и 4% их выбросов в ЕС; при этом общая газовая эмиссия отрасли с 1990 г. уже сократилась на 20%); задержке углерода в почве и посадке лесов для поглощения газовых выбросов; производству биомассы на энергетические цели; внедрению новых сортов сельхозкультур, устойчивых к засухе и резким погодным колебаниям; улучшению управления водными ресурсами; более эффективному применению энергоемких средств производства и др. Фермерские организации, в принципе соглашаясь с этими новыми элементами ОСП, подчеркивают, что доходы с.-х. производителей недостаточны для соответствующего инвестирования производства, и необходимо целевое финансирование из бюджета ЕС.

В рамках текущих мер ОСП для снижения потерь сельхозпродуктов, улучшения снабжения ими рынка и создания дополнительного спроса – в июле были отменены стандарты по размеру и форме на 26 видов фруктов и овощей; в сентябре была запущена программа, стимулирующая молодежь к здоровому питанию (22% детей в ЕС имеют излишний вес) и дополняющая схемы распределения в школах фруктов и молочных продуктов. ЕК пока выступает против передачи продовольственной помощи бедным из ОСП (500 млн.евро в 2009 г.) в ведение государств-членов, хотя Счетная палата ЕС в сентябре 2009 г. выразила сомнения в эффективности такой «наднациональной помощи», отметив, что 85% продуктов для нее уже не поступают из интервенционных запасов в рамках ОСП, а закупаются на рынке.

Проводились меры с целью обеспечения качества и безопасности продовольствия, а также сырья для его производства. В июле Европейский орган по безопасности продуктов питания завершил трехлетнюю комплексную оценку предлагаемых к продаже в ЕС витаминных и минеральных добавок к пищевым продуктам. Из 533 заявок были отклонены 35%, остальные могут применяться с января 2010 г. В июле же была введена новая преференциальная квота на импорт из третьих стран 20 тыс. т говядины, произведенной без использования гормонов. В сентябре были установлены пороговые значения содержания не одобренных ЕС ГМО в импортных кормах (прежде всего, сои из США). Для борьбы с текущими затруднениями на рынке ЕС в сентябре предлагались дополнительные меры регулирования по зерну (Польша) и свинине (Франция). В области финансирования ЕК потребовала внести в бюджет ЕС средства, истраченные с нарушениями правил ОСП из национальных бюджетов (Франция оштрафована на 338 млн. евро, «нелегально» потраченных на поддержку производителей овощей и фруктов в 1992–2002 гг.) или бюджета ЕС (19 стран должны вернуть «неправильно» истраченные средства на сумму почти 215 млн.евро, в основном Франция, Испания, Нидерланды, Венгрия и Польша). В сентябре ЕК разрешила использовать 120 млн.евро, которые были предназначены для адаптации Болгарии к ОСП в рамках программы САПАРД, однако «заморожены» в конце 2008 г. из-за плохого администрирования и коррупции при их использовании в этой стране.

В рамках ОРПпродолжались дебаты о направлениях и формах реформирования этой политики после 2012 г. В июле министры рыбного хозяйства стран ЕС отвергли ряд идей реформы, содержавшихся в подготовленной ЕК Зеленой книге. Это относилось к предложениям о раздельных системах регулирования для малого «семейного» и крупного промышленного рыболовства, о новой системе финансирования ОРП (из специального рыболовного фонда и других структурных фондов ЕС) и введении индивидуальных «переводных» (т.е. продаваемых) квот на вылов. Обсуждались предложения, касающиеся разработки долговременных планов управления ресурсами основных видов рыб и морепродуктов на основе точной оценки ресурсов и мощностей промыслового флота, принятия странами обязательств по сокращению мощностей рыболовного флота, улучшения социального положения рыбаков путем заключения коллективных соглашений и др. Продолжались споры по поводу установления квот на вылов и допустимых размеров вылова на 2010 г. с учетом рекомендаций международных рыболовных организаций (вплоть до запрета торговли некоторыми важными промысловыми видами, например, голубым тунцом в Атлантике).

Б.Фрумкин

2.7. Транспортная политика

Трагические происшествия, имевшие место в июне – крушение авиалайнера Йеменских авиалиний, большинство пассажиров которого были гражданами Франции, и взрыв жидкого газа на железнодорожном узле итальянского города Виареджо, заставили Европейскую комиссию выступить с предложениями об усилении мер, обеспечивающих безопасность на транспорте не только в Европе, но и во всем мире. Член Комиссии по транспорту Антонио Таньяни, озвучивая новые инициативы, в частности, предложил ужесточить стандарты авиационной безопасности и создать общемировой «черный список» авиакомпаний, которые не соответствуют этим требованиям. Предложения Еврокомиссии уже нашли поддержку у Международной ассоциации гражданской авиации (ICAO).

Швеция как страна, председательствующая в ЕС во втором полугодии 2009 г., объявила свои приоритеты в сфере транспортной политики. Среди них переговоры с Соединенными Штатами Америки по созданию «открытого неба» (Open Sky) между ЕС и США, продвижение законодательных инициатив, направленных на формирование общих правил захода морских судов в порты ЕС, реализация мер по усилению безопасности на автодорогах, развитие сети железных дорог в странах Евросоюза. Большое внимание Швеция собирается уделять проблемам загрязнения окружающей среды при работе транспорта и соблюдению прав пассажиров. Поставленные задачи Швеция предполагает решать в тесном контакте с транспортным комитетом Европарламента.

В сентябре Совет министров одобрил несколько важных законодательных инициатив. Без обсуждений были приняты законы, вносящие поправки в законодательство, регулирующее автодорожный транспорт: регламенты по общим правилам доступа на международный рынок доставки и международный рынок пассажирских автобусных перевозок, и регламент, устанавливающий общие правила, необходимые для работы автодорожных операторов. В марте перечисленные законы уже получили одобрение Европарламента во втором чтении. В начале сентября Совет одобрил два регламента в рамках законодательного пакета «Единое небо II» (Single Sky II), которые направлены на модификацию контроля за воздушным трафиком в Европе.

В июле Комиссия одобрила план реализации Европейской системы управления железнодорожными перевозками (European Rail Traffic Management System – ERTMS). Документ предполагает, что к 2020 г. основные транснациональные железнодорожные магистрали, связывающие европейские страны, будут оборудованы современными техническими средствами, которые гармонизируют сигнальные системы, и железнодорожный трафик будет иметь единую координацию на всем протяжении. На первом этапе реализации ERTMS будет введен в действие на протяжении примерно 10 тыс. км, включая такие важные коридоры как Роттердам–Генуя, Антверпен–Базель, Барселона–Лион–Будапешт–Констанца. К 2020 г. ERTMS будет установлена на всех основных железнодорожных магистралях, соединяющих основные грузовые терминалы Европы. Еврокомиссия предполагает осуществлять финансовую поддержку проекта на деньги из бюджета, выделенного на создание трансъевропейских транспортных сетей, через Региональный фонд развития и Фонд сплочения.

Проблемы снижения вредных для окружающей среды выбросов при использовании транспортных средств занимают все более важное место в работе ответственных институтов ЕС. В июле Совет министров одобрил поправки к программе «Марко Поло II», целью которой является переход на более экологичные виды транспорта, в том числе использование водного транспорта вместо автоперевозок. На практике регламент облегчает участие малых и совсем маленьких предприятий в перевозках, упрощает административные процедуры. 22 августа Комиссия опубликовала список, содержащий четыре тысячи операторов воздушного транспорта, который будет включен в Систему торговли выбросами загрязняющих веществ в атмосферу. Соответствующий регламент вступил в силу с 26 августа. Каждая авиакомпания приписана к определенному государству-члену ЕС. Именно государства получают информацию от авиакомпаний, рассчитывают загрязняющие выбросы от авиатранспорта и включают их в предоставленные национальные квоты на выбросы. Данные мероприятия Комиссия и государства-члены ЕС осуществляют в рамках своих обязательств по снижению выбросов СО2 в атмосферу, которое должно составлять ежегодно 3% вплоть до 2012 г. (относительно периода 2004-2006 гг.) и 5% с 2013 г. Выбросы СО2 за счет авиационного сектора в период 2004-2006 гг. составляли 216 млн. т ежегодно. К 2012 г. этот показатель должен сократиться до 210 млн. т.

ЕС продолжает уделять серьезное внимание развитию транспортных связей Союза и стран Африки. В июне Антонио Таньяни представил новое сообщение о развитии партнерства между ЕС и Африканским континентом «Соединяя Европу и Африку». Документ содержит перечень конкретных действий по углублению связей между континентами, в том числе через совместное развитие транспортной инфраструктуры и большее вовлечение транспортных компаний из ЕС и африканских стран в проекты. Цель предложений соединить трансъевропейские и трансафриканские транспортные сети через развитие общей инфраструктуры и сотрудничество в основных секторах транспортной отрасли.

В июле Комиссия обновила «черный список» авиакомпаний, которым запрещено летать в воздушном пространстве Европейского Союза по соображениям безопасности[1]. Четыре индонезийские компании были исключены из списка, в то же время в список попали авиакомпании из Замбии и Казахстана. «Эйр Астана» стала единственной казахской авиакомпанией, которой разрешено летать в аэропорты ЕС, однако ей было запрещено увеличивать число полетов в ЕС.

Европейская ассоциация авиалиний опубликовала данные, согласно которым в мае 2009 г. объем пассажирских перевозок, осуществляемых европейскими авиакомпаниями, уменьшился на 8,3% по сравнению с маем 2008 г. Наибольшее снижение отмечено в перевозках пассажиров на Дальний Восток – 10,3%, наименьшее – в трансграничных перелетах в странах Евросоюза 7,9%.

В начале июля ЕС и Азербайджан подписали «горизонтальное соглашение» в области авиации, которое заменяет существующие двусторонние соглашения между Азербайджаном и государствами-членами ЕС.

Л.Бабынина

2.8. Научно-техническая политика

2 июля в рамках программы исследований и разработок ​в области водородных технологий и топливных элементов (Fuel Cells and Hydrogen Joint Technology Initiative) начался второй конкурс проектов научных исследований, направленных на создание чистых энергетических систем будущего. На эти цели Еврокомиссия выделила порядка 140 млн.евро. Основная цель программы – интенсификация исследований в области водородного топлива и вывод готовых решений на рынок.

13 июля Европейская комиссия и более 800 представителей промышленности ЕС объявили о начале финансирования научных исследований в рамках государственно-частного партнерства. Речь идет о 268 млн.евро, которые будут направлены на исследования по таким направлениям, как разработка новых технологий и материалов в производстве, экологически чистое строительство, электрификация дорог и городского транспорта.

Подобное сотрудничество и совместная работа по трем названным направлениям является частью плана по восстановлению экономики ЕС, одобренного Еврокомиссией в декабре 2008 г.

22 июля Европейская комиссия рассмотрела ряд конкретных предложений по лечению и профилактике болезни Альцгеймера, деменции и других нейродегенеративных заболеваний. Эти общие медицинские и социальные проблемы в Европе требуют скоординированных действий для обеспечения эффективной профилактики, диагностики, лечения и ухода за больными. Страны ЕС предложили объединить свои ресурсы и более эффективно координировать исследовательскую деятельность в данных областях. Так, в частности, предлагается совместно планировать инвестиции в научные исследования.

30 июля Еврокомиссия объявила конкурс для проектов, посвященных исследованиям стран Африки, работа над которыми по-прежнему осложняется серьезными трудностями. В 2010 г. планируется выделить около 63 млн.евро на научно-исследовательские проекты, направленные на решение проблем здравоохранения, водоснабжения и продовольственной безопасности.

31 июля стартовала программа ЕС, получившая название «Океан завтрашнего дня». Еврокомиссия призывает научное сообщество представить свои исследовательские предложения по сохранению экологии морей и океанов и выделяет для этого 34 млн.евро.

2 сентября Европейская комиссия представила отчет о достижениях и успехах Европейской инновационной политики, которая была введена в 2006 г. Почти все страны ЕС продемонстрировали достижения в сфере инноваций, что способствовало сокращению разрыва между Евросоюзом и его главными конкурентами в области инноваций – США и Японией. Внедрение инновационной политики стало частью пересмотренной программы «Лиссабонского партнерства ради роста и трудоустройства».

В отчете Еврокомиссии говорится о достигнутых успехах инновационной политики, а именно: улучшении условий деятельности малого и среднего бизнеса; уменьшении стоимости регистрации европейских торговых марок; принятии нового законодательства о выбросах парниковых газов автотранспортом; законодательства REACH по производству и использованию химических веществ; увеличении финансирования инновационных проектов из структурных фондов. С начала внедрения инновационной политики 86 млрд.евро были направлены на поддержку исследовательских и инновационных проектов в регионах через Фонд сплочения. Вместе с тем, в отчете говорится и о вызовах инновационной политики, которые касаются защиты прав интеллектуальной собственности, усиления синергии между высшим образованием, наукой и промышленностью и др.

14 сентября стартовала так называемая «инициатива инновационной медицины» (Innovative Medicines Initiative – IMI) – программа государственно-частного партнерства между Европейской комиссией и европейской фармацевтической промышленностью, которую представляет Европейская федерация фармацевтической промышленности и ассоциаций (EFPIA).

Новая программа направлена на стимулирование изобретений и совершенствование новых медпрепаратов для борьбы с раком, воспалительными и инфекционными заболеваниями. Объем финансирования, предназначенный для второго этапа подачи заявок, составляет 156,3 млн.евро, из которых 76,8 млн.евро будут предоставлены Еврокомиссией, а 79,5 млн.евро поступят от компаний-участниц EFPIA.

8 сентября Евростат опубликовал отчет, посвященный науке, технологиям и инновациям в Европе, согласно которому в 2007 г. ЕС потратил 229 млрд.евро на исследования и науку, что составило 1,85% ВВП. Расходы Германии (62 млрд.евро), Франции (39 млрд.евро) и Великобритании (37 млрд.евро) вместе составили 60% общих затрат на науку и исследова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow