double arrow

Принцип психопрофилактического изложения результатов

В последнее время все шире во многих странах распространяется следующий этический норматив: испытуемый также должен иметь возможность комментировать содержание своих результатов и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию.

214. Понятие теста в психодиагностике. Объективные тесты и тесты-опросники.

Тест (англ. test — проба, испытание, исследование) в психологии и педагогике, стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. Это стандартизированная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путём одного или нескольких кратких испытаний (заданий), обладающих максимальной информативностью.

В психологии тест представляет собой стандартизованный метод, инструмент для объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные или невербальные ответы, другие виды поведения.

Тест позволяет количественно оценить трудно поддающиеся измерению психологические качества, состояния, свойства. Тест выступает способом получения отклика, по которому можно с определённой степенью достоверности судить о духовном состоянии и поведении индивида. Выделяются 3 основные категории тестов:

• тесты способностей и интеллекта;

• тесты достижений;

• тесты личности.

объективные тесты - это диагностические МЕТОДИКИ, в которых результат в очень малой степени зависит от субъективного отношения диагноста к испытуемому, зависит только от профессионально-точного проведения методики. К числу объективных методик относятся: психофизиологические и АППАРАТУРНЫЕ методики, собственно объективные ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ, ТЕСТЫ-ОПРОСНИКИ, методики ШКАЛИРОВАНИЯ. Некоторые формализованные процедуры КОНТЕНТ-АНАЛИЗА текстов также приближаются к О.Т. В методиках самоотчета (тест-опросники и субъективное шкалирование) искажения возникают не благодаря субъективности диагноста, но благодаря субъективному отношению испытуемого к процедуре.

тест-опросник - формализованный вариант ОПРОСНИКА, содержащий в своих пунктах заданный перечень возможных ответов. Каждый из ответов связывается с определенным вкладом в ТЕСТОВЫЙ БАЛЛ, который подсчитывается по КЛЮЧУ К ТЕСТУ. В ТО вопросы, как правило, формулируются в косвенной форме или в форме утверждений, описывающих определенные формы поведения. Высокая степень СТАНДАРТИЗАЦИИ и формализации сближает ТО с ОБЪЕКТИВНЫМИ ТЕСТАМИ. Особенно широко ТО используются в ЛИЧНОСТНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКЕ.

Адаптация теста – комплекс мероприятий обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения.

Основные этапы адаптации теста:

1. Анализ исходных теоретических положений автора теста;

2. Перевод теста и инструкций к нему на язык пользователя, завершаемый экспертной оценкой соответствия оригиналу;

3. Проверка валидности и надежности теста, осуществляемая в соответствии с психометрическими требованиями;

4. Стандартизация теста на соответствующих выборках.

215. Диагностика умственного развития. Тесты интеллекта. Примеры тестов.

Для диагностики умственного развития и оценки предметной успеваемости в школе используются тесты интеллекта и учебных достижений (педагогические, дидактические тесты).

2 главные функции этих групп тестов в системе образования:

1. Обеспечение эффективного усвоения учебных знаний и навыков, а также полноценного умственного и личностного развития;

2. Оценка качества самого образования, т.е. выявление того, насколько та или иная образовательная система обеспечивает всестороннее развитие ребенка.

Интеллект – в широком смысле, совокупность всех познавательных функций индивида. В более узком смысле – мышление, высший познавательный процесс. За рубежом интеллект часто отождествляют с одаренностью.

Под умственным развитием понимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний. Если интеллект – это условие усвоения знаний и умений, то умственное развитие характеризует в первую очередь содержание, способы и формы мышления.

Тесты интеллекта измеряют главным образом степень приобщенности испытуемого к той культуре, которая представлена в тесте, уровень усвоения достижений этой культуры. При этом тест не показывает, почему один сумел это сделать лучше, чем другой. Часто тестируется не потенциал, а результат развития.

Для оценки интеллекта используются стандартизированные психологические тесты, основанные на вычислении коэффициента интеллектуальности. Позволяет количественно выразить уровень интеллектуальных способностей как в общем, так и по отдельным его составляющим, которые выделяются разработчиками тестов.

Тесты интеллекта:

1. АИСТ (Тесты IQ структуры интеллекта Амтхауэра) – пакет «Аист» предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 14 до 60 лет. Состоит из 9 субтетсов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта, и может рассматриваться как количественный одномерный тест, а все вместе – как многомерный профильный тест. Высокоинформативная методика, с помощью которой можно определить:

· Уровень развития общего интеллекта;

· Уровень развития вербального интеллекта;

· Уровень развития невербального интеллекта;

· Структуру интеллекта по профилю выполнения отдельных субтетсов.

Для решения задач:

· Профотбора;

· Подбора персонала;

· Оценки персонала;

· Профориентации.

2. ШТУР (отеч.) – школьный психологический тест умственного развития – позволяет количественно оценить как общий уровень интеллекта, так и степень овладения учащимися трех учебных циклов: общественно-гуманитарного, естественно-научного, физико-математического.

Имеет две эквивалентные формы А и Б и включает 6 субтестов с различным набором заданий:

· Осведомленность (первый субтест);

· Осведомленность (второй субтест);

· Аналогии;

· Классификации;

· Обобщение;

· Числовые ряды.

Всего 119 заданий, которые должны быть выполнены за 44 минуты. Время на выполнение каждого субтеста ограничено. Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех наборов заданий.

3. ШТОМ (отеч.) – школьный психологический тест освоенности мышления – предназначен для изучения мышления школьников младшего возраста, позволяет количественно оценить основные компоненты понятийного мышления учащегося второго класса.

Большинство заданий базируются на материалах школьных учебников. Задания распределены по предметам (русский язык, математика, литература, история, природоведение и общая осведомленность). Все задания представляют задачи закрытого типа. Каждый правильный ответ учащегося оценивается одним баллом. Освоенность понятийного мышления оценивается в процентах. Тест имеет две параллельные формы - А и Б для проведения повторного тестирования и предназначен для изучения мышления школьников 2-го, 3-го и 4/5-го классов.

4. Тест социального интеллекта Гилфорда – позволяет исследовать социальный интеллект, необходимый для профессий типа «человек-человек», прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, журналистов, менеджеров, юристов и т.д.

Соц. интеллект – это система интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации.

Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет. Общее время тестирования составляет 30-35 минут.

Тесты интеллекта:

Тест структуры интеллекта Амтхауэра – разработан западногерманским психологом для дифференциации кандидатов на различные виды обучения и деятельности в практике профотбора. На русском языке классический вариант теста Амтхауэра впервые описан в монографии В. М. Блейхера, Л. Ф. Бурлачука.

Тест пригоден не только для индивидуальных, но и для массовых исследований.

Тест измерения интеллекта Айзенка – 8 различных вариантов теста Айзенка, тесты предназначены для оценки интеллектуальных способностей для людей от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего.

Тест Равенна – для изучения логичности мышления.

Тест интеллекта Векслера – для определения профпригодности и прогнозирования успешной трудовой деятельности.

216. Тестирование интеллектуальных способностей = предыдущий вопрос

217. Тесты интеллекта. Правила проведения тестирования и обработки результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: