Характеристика деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью

Деятельность рассматривается как проявле­ние активности человеческой личности. В дея­тельности происходит становление и развитие личности. Существуют сложные взаимоотноше­ния между деятельностью и психикой.

Выделяют следующие виды ведущей дея­тельности: непосредственное эмоциональное общение младенца, предметно-манипулятивная, сюжетно-ролевая игра, учебная и трудовая дея­тельность. Уже на первом году жизни наблюдают­ся отклонения в становлении эмоционального об­щения со взрослыми. Ребенок не демонстрирует интереса в общении, его мимика бедна, двигатель­ные реакции не ярко выражены, эмоции упрощены.

В предметной деятельности наблюдается за­медленное развитие, навыки самообслуживания нарабатываются с большим трудом.

Всем видам деятельности умственно отсталых школьников присущи следую­щие недостатки.

1. Нарушение целенаправленности, которое во многом объясняется плохой ориентировкой в условии задачи, неумением преодолевать встречающиеся трудности, непониманием зна­чимости результатов деятельности.

2. Трудность переноса прошлого опыта в но­вые условия.

3. Узость мотивации, возникающая вследствие низкого уровня осознания мотивов и целей дея­тельности; неустойчивость, скудность, ситу­ативность, одномоментность мотивов, а также неумение планировать свою деятельность и предвидеть ее результаты,

4. Недостаточное понимание словесной ин­струкции, низкая произвольность внимания, неспособность осознать содержание всей ин­струкции в целом и др.

У умственно отсталых школьников наблюдает­ся недоразвитие целенаправленности дея­тельности, что выражается прежде всего в на­рушении ориентировки в задаче. При отсутствии необходимого направляющего воздействия со стороны учителя дети-олигофрены приступают к выполнению поставленной задачи без должной предварительной ориентировки в ней. Это отчет­ливо обнаруживается у учащихся младших клас­сов коррекционной школы VIII вида.

Так, при вы­полнении практических действий с предметами по предложенному образцу умственно отсталые уча­щиеся приступают обычно сразу к построению объекта, не анализируя предварительно образец. По-другому поступают учащиеся младших клас­сов массовой школы. Прежде чем начать работу, они внимательно рассматривают образец и уста­навливают определенные связи и отношения меж­ду отдельными его частями.

У умственно отсталых школьников своеобраз­ное (в отличие от детей с сохранным интеллектом) отношение к трудностям, возникающим в процес­се деятельности. При столкновении с определен­ными препятствиями и трудностями в процессе деятельности умственно отсталые школьники об­наруживают тенденцию производить такие дей­ствия и операции, которые уводят их в сторону от первоначальной цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: