1. В норме развития образуется когнитивный психологический тип социальной адаптации за счет индивидуальных особенностей интеллекта (отбираемых по жесткому механизму врожденных предпосылок развития «или — или»), которому подчинены коммуникативные функции характера (структурируемые по гибкому адаптивному механизму гетерохромного развития «и — и»). В случае нарушенного развития образуются коммуникативные психологические типы (акцентуированные, невротические, психопатические), в которых доминирует характер, подчиняя своим интересам интеллект.
2. Акцентуированный коммуникативный тип образуется вследствие нарушенного развития когнитивного типа, преобладания в пропорции мышления эффективности над когнитивностью, характера над интеллектом, проблем общения над проблемами предметной деятельности, субординационного механизма образования черт характера над гетерохронным.
3. Поврежденный (невроз и психопатия) коммуникативный тип образуется в результате эндогенных дефектов развития и отсутствия экзогенной социальной поддержки (обучения и воспитания) в развитии ближайшей зоны интеллектуальных способностей, эмоциональных задатков адекватного общения в сенситивных периодах онтогенеза.
|
|
Невротизация человека происходит, главным образом, вследствие недостаточной экзогенной сформированности волевых качеств личности в процессе ее социализации, социальной аккомодации.
Психопатизация происходит на почве врожденной биогенной предрасположенности к преобладанию волевых качеств индивидуализма над личностными образованиями социальной аккомодации, что порождает стремление ассимилировать социальную среду, подчинить своим влечениям волю окружающих людей.
4. Психотизация когнитивных и коммуникативных типов -эндогенный процесс развития болезни (психоза). В результате психологический тип разрушается, происходит дезинтеграция психики, распад целостных структур на отдельные «свободно плавающие» радикалы, которые в случайном порядке актуализируются как акцентуации (мозаические личности).
Литература
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. — М., 1988.
2. Блейлер Е. Аутистическое мышление. — Одесса, 1927.
3. Бурно М.Е. О характерах людей. — М., 1998.
4. Волков П.В. Психологический лечебник: Руководство по профилактике душевных расстройств. — М., 2004.
5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М., 1995.
6. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика. — Н. Новгород, 1998.
7. Гиляровский В.А. Психиатрия. — М., 1954.
8. Гурджиев Г. Взгляды из реального мира. - ACT, 2006.
9. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. — СПб., 2007.
|
|
10. Карвасарский Б.Д. Неврозы. — М., 1980.
11. Кербиков О.В. Избранные труды. - М., 1971.
12. Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология. — М., 2000.
13. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. — СПб., 1997.
14. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979.
15. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. — М., 1985.
16. Краснушкин Е.К. Избранные труды. — М., 1960.
17. Крепелин Э. Введение в психиатрическую клинику. — М., 1923.
18. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М., 1995.
19. Лакосина Р.Д. Клинические варианты невротического развития. - М., 1970.
20. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
21. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981.
22. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.
23. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960.
24. Приложение к PSYCHOLOGIES. № 20. Октябрь, 2007.
25. Риман Ф. Основные формы страха: Исследование в области глубинной психологии. — М., 2005.
26. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. — М., 1990.
27. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста (избранные главы). — М., 1971.
28. Успенский П. Психология возможной эволюции человека. - Весь, 2006.