Психическая активность

Доминирующая активность Смысл Деятельность (ведущая) Эмоциональное подкрепление Воля Творчество Психологическая защита Психическое развитие, адаптация
Потребностная Процессуальное удовольствие Сенсомоторная Положительные эмоции Инициативность Интуиция и импровизация Вытеснение отрицательных переживаний Экспансия (завоевание внешнего мира)
Мотивационная Достижение мечты (устранение недостатков) Эмоционально-волевая Фрустрационный гнев Самоотверженность Неотступное размышление о проблеме Сверхкомпенсация, сублимация Самосовершенствование (овладение внутренним миром)
Целевая Безошибочная деятельность Интеллектуальная Страх (профилактическая осторожность) Выдержка Технологии рациональной организации труда Рационализация неудач Знания и навыки (изучение закономерностей мироустройства и эффективного взаимодействия с ним)

Из теории функциональных систем следует очевидный факт, что П-, М-, Ц- психические состояния должны менять друг друга как стадии единого адаптационного процесса, используя весь комплекс психофизических возможностей. Быстрота этого процесса, поступательного движения от стадии к стадии происходит благодаря наработке условных рефлексов, навыков — образованию устойчивых функциональных систем, получивших наименование динамических стереотипов поведения и деятельности.

Переход от одного из хронически доминантных стереотипных состояний к другому может быть затруднен, поскольку означает перемену ведущего способа деятельности, режима нервной регуляции, требует соответствующих условий, наличия или наработки специфических психологических качеств. В этой связи были разработаны положения концепции о переходах между доминантными состояниями потребностной, мотивационной, целевой активности.

Переходное состояние может протекать стремительно (революционно) или постепенно (эволюционно), бесконфликтно или затягиваться (в случае конфликта необходимости и возможности смены доминирования психической активности).

Эволюционный вариант заключается в том, что происходит переход количества изменений в новое качество. Так, например, в процессе мотивационной активности, побуждаемой к самосовершенствованию, нарабатываются необходимые способности, навыки (базис потребностной активности), которые переводят деятельность с режима сверхнапряжений в режим получения процессуального удовольствия (смыслообразующее психическое состояние потребностной активности).

Революционный переход, как правило, оформляет мировоззренческий переворот вследствие резких перемен судьбы, жизненных потрясений, откровений.

В результате перехода новое либо интегрируется со старым в другой тип, либо образует наравне с ним автономное психическое образование.

Примерами интеграции может служить формирование новых психологических типов личности. Исследуя биографии, работая со спортсменами экстра-класса, автор (Государев Н.А., 1989) выявил психологические типы: «Холодная голова — горячее сердце» (мотивационно-целевой тип), «Максималист» (потребностно-мотивационный тип), «Универсал» (потребностно-целевой тип), «Абсолютный чемпион» (потребностно-мотивационно-целевой тип).

Примером автономных психических образований является механизм саморегуляции психофизического состояния, освоенный тренингом в обучении. Так, одаренный техникой футболист, относящийся к потребностному типу личности, непринужденно и свободно импровизирующий в игре, способен по ситуации либо сдерживать свои эмоции (самообладание, характерное для целевой активности), либо подключать самоотверженность, спортивную злость (мотивационное психическое состояние).

В результате исследования спортивной деятельности были определены некоторые типичные ситуации перехода, разработаны положения концепции о кризисах П-, М-, Ц-активности, психотерапии кризисов и профилактике переходных состояний.

Кризис доминирования психической активности заключается в том, что излюбленный способ деятельности становится по тем или иным причинам адаптационно неэффективным, актуально требует перехода на иную детерминанту психической активности и связанные с ней особенности психики, но по разным причинам временно невозможен.

Перемена оптимальной ситуации для излюбленных приспособительных средств и смыслов той или иной психической активности на прямо противоположную, пессимальную — общая ситуация кризиса. Возможности и желания, внешние и внутренние условия приспособления вступают в конфликтные отношения.

Яркие и крайние феномены психологических конфликтов — неврозы. Наиболее распространенными моделями безвыходных ситуаций кризисов П-, М-, Ц-активности являются классические неврозы: истерия, неврастения, психастения.

Когда внешняя экспансия П-активности встречает отпор, создается ситуация психологического конфликта «хочу — нельзя», лежащая в основе истерии. Подвижность нервной системы (которая в норме обеспечивала порхание от одного цветка потребности к другому, а у истероидного преморбида — вытеснение отрицательных переживаний из сознания в бессознательное) при истерии обслуживает конверсионную симптоматику психосоматических расстройств.

Кризис М-активности, компенсирующий эмоционально-волевым напряжением недостаток возможностей овладеть предметом потребности здесь и сейчас, достичь заоблачных высот совершенства, связан с опустошением энергетических резервов организма, перенапряжением процессов возбуждения, глубоким утомлением, что проявляется характерными симптомами нарушения всех жизненно важных функций организма при неврастении с высокой вероятностью последующих психосоматических заболеваний.

Наконец, кризис Ц-активности интеллектуальной деятельности, поиска безошибочных вариантов при психастении заключается в чрезмерной и навязчивой осторожности, постоянных сомнениях в правильности принимаемого решения, запутанности в нескончаемых вариантах маловероятного прогноза событий.

Внутри той или иной психической активности в хронических условиях доминирования присутствуют в различных пропорциях две противоборствующие силы — диалектическая пара направленности использования ее качеств. Центростремительные (ЦСС) силы направлены на психическое развитие, профессионализацию, адаптацию; центробежные (ЦБС) — прямо противоположны, приводят к регрессу и социальной дезадаптации.

Так, например, ЦСС П-активности благоприятствуют раскрытию способностей в профессиональной деятельности, а ЦБС — времяпрепровождению в праздности.

ЦСС М-активности направлены на самосовершенствование; а ЦБС приводят к всепоглощающей фиксации мотива только на внешнем идеале (фанатизм).

ЦСС Ц-активности способствуют эффективной организации жизни, ее рациональному, адекватному среде устройству. ЦБС замуровывают сознание стереотипами, заполняют бесконечной тревогой о надежном будущем, побуждая к бессмысленному накопительству (синдром «скупого рыцаря»).

Впрочем, и центростремительные силы своими результатами могут создавать кризисные ситуации и условия перехода в центробежные.

Например, центростремительное самосовершенствование в процессе мотивационной активности, как правило, завершается приобретением (помимо необходимых знаний, умений, навыков) завышенной самооценки, гордыни, которые включают действие центробежных сил звездной болезни, зазнайства. С другой стороны, успешное завершение решения сверхзадачи в течение продолжительного периода времени нередко приводит к кризису опустошения не только энергетики, но и к потере смысла жизни, к творческой импотенции, к необходимости мучительного поиска следующей сверхзадачи.

Потребности, мотивы, цели, включенные в регулятивные образования Я-концепции, выполняют функции механизмов психической активности (побуждение, направленность, программирование), осуществляют становление в онтогенезе когнитивных и коммуникативных типов в решении приспособительных задач. В зависимости от того, интеллект или характер захватит регулятивную сферу психики, она будет обслуживать задачи преимущественно предметной деятельности или общения, выполнять когнитивные или коммуникативные стратегические функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: