Развитие личности умственно отсталых детей

Дети с нарушениями в развитии

Преимущественное искажение эмоционально-аффективного развития.

Грацильность внешнего вида, отрешенность, отсутствие контакта «глаза в глаза», чрезмерная привязанность к матери. Двигательные или речевые стереотипии, усиливающиеся в сложных, незнакомых ситуациях. Повышенная чувствительность (гиперестезия) к световым, тактильным, звуковым и др. раздражителям. Не сформирована произвольность на двигательном уровне. Неадекватность в общении, оценке ситуаций. Чрезмерная критичность по отношению к результатам собственной деятельности, но некритичность по отношению к оценке своих взаимодействий с окружающими. Могут проявляться легкие искажения мыслительной деятельности. Игра стереотипна, отдается предпочтение неигровым предметам, крайне затруднено игровое замещение, игры со сверстниками. Основная особенность - невозможность полноценной и адекватной коммуникации. Дефицитарность высшего 4-го уровня аффективной регуляции нарушает развитие низших аффективных механизмов.

Преимущественное искажение когнитивного развития.

Характерна специфика не только когнитивного, но и моторного, физического развития в целом. Дисгармоничность движений, застывание в отдельных позах, вычурность поз. Развернутая речь с присутствием штампованных оборотов. Наличие зоны сверхценных интересов. Нарушение динамики мыслительной деятельности, опора на латентные признаки объектов и ситуаций при высоком уровне интеллектуального развития, креативности мышления, скачки идей, разноплановость мышления. Отсутствие выраженных эмоциональных реакций наряду с наличием аффективно окрашенных страхов, ритуализаций. Асинхрония различных базовых составляющих. Часто эмоциональная холодность по отношению к близким.

Развитие личности умственно отсталых детей.

Распространенность нарушений поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью. Ошибочность представлений о моральной дефективности умственно отсталых детей. Осложненность развития умственно отсталого ребенка внешними и внутренними неблагоприятными условиями. Влияние ранних проявлений умственной отсталости на дальнейшее развитие личности. Первые признал умственной отсталости: вялость, пассивность, отсутствие реакции на появление матери, фиксации взгляда на предметах или беспокойство, постоянный крик без видимых причин; отставание в развитии моторики; возможны судорожные припадки отсутствие предметной деятельности; замедление темпа развития речи, нарушения речи.

Слабое развитие познавательных интересов и повышение роли физиологически потребностей. Достаточное развитие потребности в общении со взрослым, но преобладание потребности в помощи взрослого, большая зависимость от взрослого человека.

Вторичные нарушения в развитии личности умственно отсталого ребенка, вызванные неправильным семейным воспитанием и отрицательным опытом в начале школьного обучения (неуспеваемость, неблагоприятные отношения с одноклассниками). Ограничение общения, отсутствие игры, недостаточный опыт построения взаимоотношений в коллективе, непонимание значимости правил, слабое владение моральными понятиями, непонимание сложившейся обстановки, трудности произвольного поведения.

Стихийная компенсация недостатков собственной личности (медлительность, повторение, переспрашивание для избежания ошибок) и псевдокомпенсация (негативные стереотипные формы поведения - кривляние, грубость, агрессивность для привлечения внимания к себе; невротическое поведение, вызванное внутренним конфликтом).

Возможности воспитания нравственности, характера, направленности личности в процессе обучения в массовой и вспомогательной школе, выявленные в катамнестических исследованиях. (Т.Н. Гольдовская, Л.Н. Поперечная).

Особенности мотивации. Слабость побуждений: малое развитие любознательности, побуждений к новым видам деятельности. Дисгармоническое развитие потребностей, преобладание побуждений, связанных с удовлетворением элементарных органических потребностей. Наивный эгоцентризм. Проявления субъективизма в оценках действительности и взаимоотношений. Некритичность, сведение нового к хорошо знакомому, склонность к упрощению, самодовольство.

Недоразвитие образа Я в результате отсутствия рефлексии, бедной социальной перцепции, слабо развитой эмоциональной децентрации и эмпатии. Неадекватная завышенная самооценка как психологическая защита от неблагоприятных социальных условий. Индивидуальные различия в формировании самооценки. Неадекватность самооценки и уровня притязаний в младшем школьном и подростковом возрасте. Становление более адекватного уровня притязаний в результате обучения трудовой специальности во вспомогательной школе.

Гипобулия как вторичный синдром, проявление незрелости личности Недостаток инициативы, неумение руководить действиями, действовать в соответствии с отдаленными целями. Внушаемость, некритичность восприятия советов, указаний других людей. Контрасты воли: безынициативность и безудержность, внушаемость и упрямство. Импульсивность, склонность к вспышкам гнева, «коротким замыканиям» (Л.С. Выготский). Наличие противоположных свойств личности: несамостоятельность, неумение преодолевать препятствия и обдуманность, хитрость при удовлетворении эгоистических интересов, необходимости скрыть проступок. Безудержность, непреодолимость отдельных желаний. Аффективность мышления, действия под влиянием непосредственных желаний и нахождение оправданий аффекта. Трудности усвоения и подчинения правилам поведения, необходимость внешнего контроля.

Особенности деятельности. Нарушение системы целеполагания: отсутствие ориентировочного этапа, неумение видеть задачу целиком, подмена цели средством утрата цели при возникающих трудностях, отсутствие поиска рациональных способов решения задачи, соотнесения цели с результатом, неспособность руководствоваться отдаленными целями. Неадекватный перенос прошлого опыта, затруднения в применении знаний, умений, навыков. Быстрая пресыщаемость деятельностью при отсутствии интереса.

Особенности эмоциональной сферы. Недифференцированность чувств, полюсность, примитивность. Неадекватность чувств воздействиям: легкость переживаний, быстрые переходы от одного чувства к другому или их чрезмерная сила и инертность. Слабость регуляции чувств. Трудности формирования высших чувств Болезненность проявлений эмоций и чувств: раздражительная слабость, дисфория, немотивированная эйфория.

Зависимость формирования характера от воспитания. Важность воспитания положительных привычек поведения. Склонность к быстрому образованию вредных привычек.

Нарушения поведения у умственно отсталых детей. Причины нарушений поведения: особенности личностного развития, усиление и извращение влечений, влияние социальной среды, пример окружающих, подражание, внушение. Повышение риска отклонений в поведении в период подросткового кризиса. Проявление декомпенсации. Формирование поведенческой стереотипии, вызванной инертностью нервных процессов.

Формы умственной отсталости, основанные на патогенезе нарушений поведения (С.С. Мнухин):

1) астеническая форма - нарушения поведения возникают при действии психотравмирующих факторов и переутомления, преобладание пассивных оборонительных реакций, характерны колебания настроения при незначительных причинах, чувствительность к похвале и замечаниям; 2) стеническая форма - двигательное беспокойство, недостаточная управляемость, хаотичность поведения, удовлетворение потребностей по сиюминутному побуждению; 3} атоническая форма -нецеленаправленность, неустойчивость, полевое поведение, неспособность к психическому напряжению, моторное беспокойство.

4-я форма, выделенная Д.Н. Исаевым, дисфорическая - периодическое обострение нарушений поведения на фоне наступления дисфорических и эйфорических состояний.

Типы тотального недоразвития, выделенные Н.Я. Семаго, М.М. Семаго и особенности личностного развития разных типов. Простой уравновешенный тип: непосредственность, спокойность, замедленность и некритичность деятельности, недоразвитие регуляторных функций, необходимость контроля взрослых, адекватность поведения на бытовом уровне, игровая деятельность на уровне манипуляций, зависимость, несамостоятельность. Эмоциональная уплощенность благодушие, некоторая эйфоричность, ориентация на оценку другого человека завышенность притязаний. Аффективно-неустойчивый тип: полевое поведение крайняя импульсивность, эйфоричность или дисфоричность, возможная агрессивность, быстрая пресыщаемость, проявление аффективных вспышек на фоне пресыщения, сниженная работоспособность, грубая несформированность регуляторных функций всех уровней, выраженная неадекватность и некритичность, игра манипулятивна и деструктивна, в общении со сверстниками агруссивны и эйфоричны, стремятся к лидерству, вспыльчивость, неуправляемость, самооценка деформирована. Тормозимо-инертный тип: заторможенность, вялость, неактивность, чрезмерная зависимость от взрослого, инертность, замедленный темп деятельности, отвлекаемость, тормозимость, быстрая пресыщаемость, страдают высшие формы регуляции (программирование, самоконтроль), адекватность может быть достаточной, в играх проявляет пассивность, игра на уровне манипуляции, подражания, эмоциональная уплощенность, плаксивость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: