Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Психопатии как вид дисгармонического развития




Дисгармоническое психическое развитие как форма нарушений развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой мотивационной сферы личности при относительной сохранности остальных структур.

Психопатии - аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационно сферы личности, аномалии характера. Психопатии характеризуются дисгармонией психических свойств и неадекватными реакциями на внешние раздражители. Критерии психопатии: тотальность патологических черт характера, относительна стабильность их проявления в течение жизни, социальная дезадаптация.

Механизм патохарактерологического развития: 1) закрепление характерологических и патохарактерологических реакций в ответ на повторно возникающие психотравмирующие ситуации; 2) прямое стимулирование неправильным воспитанием тех или иных нежелательных черт характера. Условия, способствующие патологическому развитию личности: остаточные явления органического поражения головного мозга, хронические соматические заболевания, детская невропатия, дисгармония полового развития, наличие физических недостатков, акцентуации характера. Обусловленность возникновения психопатии определенным сочетанием внешних факторов (неблагоприятный психологический климат в семье, трудности школьной адаптации) с внутренними условиями.

Формирование патохарактерологического синдрома: аффективно-возбудимый, неустойчивый, тормозимый, истероидный и смешанные варианты.

Аффективно-возбудимый вариант: склонность к частым аффективным разрядам, отсутствие способности сдерживать себя, повышенная готовность к конфликтам, оппозиционное отношение к взрослым. Возникновение в условиях гипоопеки, безнадзорности, конфликтов, алкоголизма в семье и др. условиях социального неблагополучия. Закрепление реакций активного протеста и имитации.

Тормозимый вариант: неуверенность в себе, робость, обидчивость, склонность к психогенным астеническим реакциям. Возможное сочетание данных качеств с замкнутостью, лживостью, фантазированием. Условия возникновения: гиперопека с применением постоянных угроз, наказаний, запретов, ограничений, деспотизм и жестокость родителей. Закрепление реакций пассивного протеста и отказа (уходы, мутизм и др.), а также компенсаторных и гиперкомпенсаторных реакций.

Неустойчивый вариант: отсутствие волевых задержек, зависимость поведения от сиюминутных желаний и влечений, неумение и нежелание преодолевать даже малейшие трудности, отсутствие навыков и интереса к труду. Повышенная склонность к имитации форм поведения окружающих, в том числе негативного характера (сквернословие, воровство, употребление спиртных напитков и др.) Закреплению неустойчивых черт характера способствует наличие психофизического инфантилизма, «оранжерейное», противоречивое воспитание.




Истероидный вариант: демонстративность, стремление привлекать к себе внимание, эгоистическая установка, склонность к истерическим реакциям. Формируется в условиях потворствующей гиперпротекции, воспитания по типу «кумир семьи». Предрасположенность у детей с психической незрелостью и психофизический инфантилизм.

Типы дисгармонического развития по Н.Я. и М.М. Семаго:

1. Экстрапунитиывный тип: настойчивость, «вязкость», упрямство, высокое притязание на успех, завышенная самооценка. Могут быть импульсивно деструктивными, агрессивными и раздражительными, особенно при невыполнении их требований. В ситуации неблагоприятного социального окружения могу возникать немотивированные асоциальные поступки, протестные реакции. Частое проявление демонстративных реакций (при пресыщении однотипной деятельностью к раздражительность, легкий переход от дисфории к эйфории. Гиперфункция 3-го уровня аффективной регуляции поведения при своеобразии функционирования 4-го уровня: хорошая ориентация в проявлениях эмоционального состояния других людей по отношению к себе при отсутствии эмоционального контроля и эмпатии по отношению к другим людям. Может быть невыраженная гиперфункция 2-го уровня, что проявляется в отсутствии потребностей в постоянстве окружения, поиске всё новых социальных условий и объектов приложения своих эмоциональных экспансий.

Происхождение психопатий: роль генетических, наследственных факторов, воздействий внешних повреждающих факторов в раннем детстве, длительных неблагоприятных условий семейного воспитания. Нарушение функционирования базальной системы эмоциональной регуляции. Формирование психопатии на основе дисгармоничного развития эмоциональной регуляции с выраженным усилением или ослаблением функций одного из уровней при недостаточности компенсаторных возможностей со стороны остальных уровней.



1. Классификация по причинам возникновения психопатий (О.В. Кебриков): конституциональные (ядерные), органические, краевые.

2. Выделение основных и переходных форм психопатий (схема Б.В. Шостаковича).

3. Выделение неустойчивой (Г.Е. Сухарева) и циклоидной (П.Б. Ганнушкин) психопатий. Классификация психопатий.

4. Классификация на основе нарушения функций эмоциональной регуляции (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг). Нарушения 1-ого уровня (полевой реактивности) - неустойчивая, шизоидная психопатии; 2-ого уровня (стереотипов) - возбудимая, истероидно-возбудимая, циклоидная, астеническая; 3-его уровня (экспансии) - экспансивная, истероидная, истеро-возбудимая, сенситивная, психастеническая; 4-ого уровня (эмоционального контроля) конформная, параноидальная психопатии.

Зависимость некоторых форм психопатий не только от нарушений эмоционально-мотивационной регуляции, но и от динамических характеристик ВНД: силы - слабости, подвижности - ригидности, темпа психических процессов.

Характеристика группы конституциональных психопатий и раннего проявления психопатического развития в детстве.

Шизоидная психопатия, ее основные черты. Проявления в дошкольном и младшем школьном возрасте: нарушения контакта со сверстниками, необычность интересов. Недостаточность развития 1-го уровня базальной регуляции. Восприятие ребенком окружающего мира и сверстников как потенциальную опасность. Стремление к уединению, неэмоциональность контактов с близкими или избегание контактов с посторонними людьми. Неловкость моторики и отрицательно окрашенные впечатления от физического соприкосновения с окружающим. Выраженное стремление к логическому, абстрактному познанию, ранние интеллектуальные интересы, своеобразные интересы.

Эпилептоидная психопатия. Может проявляться с 2-3-летнего возраста в виде бурных и затяжных отрицательно окрашенных эмоциональных реакций. Постепенное нарастание эмоциональной вязкости, напряженности эмоций, иногда сильных проявлений злости. Связь возникновения психопатии с нарушением 3-го и 4-го уровней базальной эмоциональной регуляции в сочетании с инертностью психических процессов. Выраженное накопление отрицательных эмоциональных состояний и разрядка эмоционального напряжения даже по незначительному поводу. Возникновение «немотивированного упрямства» при изменении обстановки, требующих быстрого переключения на другой вид деятельности. Стремление следовать своим правилам, нормативам и ценностям, потребность в лидерстве, власти. Неподчинение порождает вспышки гнева и агрессию. Возможность развития гиперкомпенсаторных механизмов: формирование педантичности, сверхориентация на социальные нормы и правила, выраженная тревожность по поводу своего здоровья.

Циклоидный тип психопатии. Редко встречается в раннем детском возрасте, чаще появляется к среднему школьному возрасту. Характеризуется немотивированными колебаниями настроения - от пониженного субдепрессивного до повышенного маниакального. Гипертимный вариант (преобладание повышенного фона настроения): усиление функций 2-го уровня базальной эмоциональной регуляции. Склонность к шуткам, озорству, риску. Непереносимость ограничений и запретов, их игнорирование. Общительность, но редкость глубоких эмоциональных контактов. Возникновение в 10-12-летнем возрасте длительных периодов спада настроения (несколько дней, недель). Зависимость работоспособности, отношений с родителями и сверстниками от эмоционального тонуса.

Психастеническая психопатия. Склонность к тревожности. Проявления в 3-4 года. В дошкольном возрасте наблюдаются страхи за жизнь и здоровье свое и близких, боязнь нового, незнакомого. Недоразвитие 2-го уровня эмоциональной регуляции характеризуется повышенной чувствительностью к качеству внешних впечатлений. Легкое возникновение чувства тревоги под влиянием новых раздражителей, нарушения режима, привычного порядка. В процессе адаптации к новым условиям могут возникать невротические реакции. В качестве защитных механизмов развивается система стереотипных действий, ритуалов, педантичная склонность к порядку и режиму.

Истероидная психопатия чаще встречается у девочек. Характерна «жажда признания», что в дошкольном возрасте проявляется в виде капризов, вымыслов, повышенного фантазирования. Выражен конфликт между высоким уровнем притязаний, жаждой признания и неспособносстью к длительному волевому усилию. Повышение тонуса 3-го уровня эмоциональной регуляции - потребность в активной адаптации к новым, нестабильным ситуациям, ориентировки в границах своих возможностей. Реализация невозможности реального достижения в план фантазий к игры. Стремление к самоутверждению. При декомпенсации могут возникать патологические склонности: привычная рвота, истерические параличи, мутизм и т.д.

Неустойчивая психопатия проявляется чаще в младшем подростковом возрасте. Повышение тонуса 1-го уровня базальной системы эмоциональной регуляции. Выражено стремление к новым ощущениям и впечатлениям (побеги бродяжничество). Часто полевое поведение. Незрелость интересов, высокая внушаемость, легко вовлекаются в асоциальные группировки. Стремление к удовольствиям и развлечениям.

Возбудимая психопатия относится к группе органических, связана с ранним поражением нервной системы. Усиление процессов возбуждения при недостаточности торможения. В 2-3 года у детей легко возникают эмоциональные реакции злости, агрессии при ограничениях ребенка, невозможности немедленной удовлетворения его потребности, в результате истощения психических процессов Гиперфункция 2-го уровня эмоциональной регуляции. Внезапность наступления состояния возбуждения, во время которого у детей могут изменяться восприятие порогов чувствительности.

Характеристика краевых (приобретенных) психопатий, или патохарактерологического развития личности. Приобретенная психопатия как патологическое развитие личности в условиях хронической психотравмирующей ситуации. Длительность процесса формирования патологических черт характера в детском и подростковом возрасте, препсихопатическое состояние, имеющее способность к обратному развитию и полной компенсации.

Наиболее типичные диагнозы: для детей - формирование личности по истерическом типу, неврозоподобные реакции, характерологические и патохарактерологические реакции; для подростков - психопатия возбудимого типа, патологическое формирование личности, истерический невроз, расстройство поведения. Игра развернутая с бурным фантазированием, может носить деструктивный характер с проявлениями агрессии и дисфории (особенно у младших дошкольников).

2. Интрапунитивный тип: неуверенность в себе, робость, тревожность наличие страхов и опасений, замедленность, сверхконтроль, моторная и эмоциональная «зажатость» Может быть мнительность, ипохондрия, невозможность деятельности в стрессовых ситуациях. Наличие навязчивостей и элементеов ритуализации поведения. Трудности вхождения в контакт, но возможно проявление творчества в игре. Выраженная гипофункция 2-го и 4-го уровней аффективной регуляции, относительная недостаточность функционирования 1-го уровня трудности «полевой» оценки ситуации, что проявляется в неадекватных форма> реагирования в критических ситуациях. Типичные диагнозы: для детей формирование личности по тормозимому типу, неврозоподобные реакции невротическое развитие личности; для подростков - невроз навязчивых состояний психопатия тормозимого типа, расстройства поведения и эмоций.

3. Апатический тип: (характерен для подросткового возраста) вялость, безразличие ко всему, отсутствие жизненных интересов, замедленность, заторможенность. Быстрая пресыщаемость и способность к длительной монотонной работе без эмоциональных проявлений. Недифференцированность эмоциональных реакций, часто глубокие внутренние, внешне не проявляющиеся реакции Значительная гипофункция 1-го уровня и всех последующих. Часто подобное состояние является началом процессуального заболевания.





Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 2506; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 7519 - | 6576 - или читать все...

 

3.84.243.246 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.