Особенности психического развития детей с речевой патологией

Многообразие речевых нарушений у детей. Классификация речевых нарушений:

1.Клиническая классификация на основе этиопатогенеза речевой недостаточности Формы речевой патологии: нарушения голоса, темпа речи заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, аграфия – дисграфия, алексия - дислексия.

2.Классификация на основе психолингвистических критериев (Р.Е. Левина):

1 группа - нарушения языковых средств общения: фонетическое недоразвитие: (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), общее недоразвитие речи (ОНР).

2 группа - нарушения в применении средств общения (заикание). Характеристика психического развития детей с ФН и ФФН. Недостаточная способность использования разговорного языка при отсутствии интеллектуальных нарушений, расхождение между активным и пассивным словарем. Развита потребность в общении, желание общаться, хорошее отношение к взрослым, живая мимика. Хорошая ориентировка в окружающем, имеется запас обиходных представлений. Достигают успехов в областях, не требующих участия речи. Могут быть колебания настроения, гиперактивность, неустойчивость внимания, непослушание нарушение поведения, невротические реакции (энурез, сосание пальца). Затруднено общение, чтение вслух, письменные задания выполняют без особых трудностей. Неуспеваемость в школе может привести к формированию комплекса неполноценности, депрессии, избеганию общения. Прогноз при своевременном лечении благоприятный. В подростковом возрасте усиливаются нарушения поведения, может быть отказ от общения, от учения, дезадаптация, протестные формы поведения.

Клинические виды ОНР и особенности психического развития.

1 группа детей - без выраженных нарушений нервно-психической деятельности. Общие черты эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности, недостаточность тонкой моторики, несформированность кинестетического и динамического праксиса. В массовой школе могут появиться невротические расстройства.

2 группа - имеется ряд неврологических синдромов. Гипертензионно-гидроцефальный синдром - нарушение умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения, быстрая истощаемость и пресыщаемость любым видом деятельности, повышенная возбудимость, раздражительность. Двигательная расторможенность, иногда эйфория, дурашливость. Церебрастенический синдром: повышенная истощаемость, эмоциональная неустойчивость, нарушения психической активности (внимания, памяти), гипервозбудимость или заторможенность, вялость.

Синдром двигательных расстройств: изменения мышечного тонуса, легкие парезы, нередко выраженные нарушения равновесия, координации движений, недостаточность тонкой моторики, несформированность общего и орального праксиса, часто нарушение артикуляционной моторики (стертая дизартрия). Неврозоподобный синдром: тики лица, энурез, эпилептические проявления. Характерны нарушения познавательной деятельности. Недостаточное развитие ВПФ отдельных видов гнозиса, праксиса: затруднения в копировании геометрических фигур, в рисовании. Общая моторная неловкость. Недостаточность фонематического восприятия. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Низкая умственная работоспособность, непродуктивность деятельности, эмоциональная лабильность, повышенная возбудимость или тормозимость, неуверенность, несамостоятельность.

3 группа - стойкое и специфическое недоразвитие (моторная алалия). Трудности в формировании звуковых образов слов, в их актуализации даже при достаточном словаре, особенно трудны слова, выражающие обобщения и абстрактные понятия. Низкая речевая активность, использование жестов, мимики, иногда отказ от речи. Не овладевают грамматическим строем речи без специального обучения. Деавтоматизация речи, нарушение динамического стереотипа речевой деятельности, несформированность произвольности речевой деятельности.

Нарушение коммуникативной функции речи как вторичный дефект, проявления речевого и поведенческого негативизма. Несформированность внутренней речи.

Неврологическая недостаточность при неправильном воспитании (оберегание, снижение требований) усугубляет личностные негативные особенности (упрямство, капризность, раздражительность). Недостаточность навыков бытового самообслуживания.

Недостаточное развитие ВПФ. Повышенная утомляемость, низкая работоспособность. Неравномерность психического развития. Преобладание практически-действенного и наглядно образного мышления, ретардация словесно-логического мышления, которая с возрастом увеличивается. Трудности формирования понятий, сравнения, обобщения. Замедленность мышления. Слабое развитие

словесной памяти. Нарушение произвольной регуляции психических процессов, необходимость постоянной помощи взрослого.

Отличие ОНР от других расстройств.

Особенности психического развития при ринолалии: соматическая ослабленность, частые нарушения слуха, проявления психогенных реакций, повышенная возбудимость.

Особенности развития заикающихся детей: частые неврологические нарушения (астения, фобии, субдепрессия, сомато-вегетативные нарушения. Их усиление при эмоциональном напряжении, психотравмирующих ситуациях, в подростковом возрасте (патологическое изменение характера). Причины возможного дисгармонического развития личности: недостаточность жизненного опыта, трудности общения, реакции негативизма, частые стрессовые ситуации, неумение перестроить речевое общение при изменении ситуации общения, неправильное воспитание.

Характеристика психического развития детей с парциальной несформированностью ВПФ (по Н.Я.и М.М. Семаго) - группа детей с преобладанием несформированности вербального, вербально-логического компонента:

Моторная неловкость, быстро наступают признаки утомления, особенно при выполнении вербальных заданий. На фоне утомления проявления импульсивности или вялости, потери интереса, снижение контроля, эмоциональная неустойчивость. Невысокая речевая активность, сужение объема активного внимания, слухоречевого запоминания. Выраженная несформированность пространственных и квазипространственных представлений. Вторично затруднен конструктивный праксис, понимание сложных речевых конструкций, причинно-следственных связей. В игре трудна саморегуляция, часто конфликты, малая активность, большая успешность в играх невербального характера. Может быть неуверенность в себе, тревожность, снижен уровень притязаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: