Поле восприятия

На продуктивность чтения существенно влияет расширение поля восприятия читаемой информации. Поле восприятия является частью поля зрения. Поле восприятия – это объем информации, который мы успеваем осмыслить за одну остановку – «фиксацию» взгляда. Читатели, не владеющие навыками рационального чтения, за каждую фиксацию «схватывают» по одному слову из текста. В редких случаях читатели за одну фиксацию успевают считать из текста по два слова, если слова оказываются короткими и простыми. Читатели, владеющие навыками рационального чтения, за каждую фиксацию усваивают по три-восемь слов. При этом каждый зафиксированный взгляд задерживается на словах примерно одно и то же время (из расчета несколько слов за одну секунду) независимо от того, сколько и какие слова усваиваются за каждую фиксацию. Отсюда следует простой вывод: если читатель, затрачивающий на чтение текста из 1000 слов от 5 до 10 минут, расширит свое поле восприятия в 3 раза, то и на чтение такого текста он станет затрачивать времени в 3 раза меньше.

Масштабы поля восприятия влияют и на качество усвоения текстов. Если взгляд читателя фиксируется на каждом слове, то смысл предложения складывается из понимания значений отдельных слов и их взаимосвязи. Если же взгляд при каждой фиксации на тексте будет «выхватывать» из текста группы осмысленных слов (что произойдет в результате расширения поля восприятия), то читатель, освободивший свой мозг от необходимости работы с большим числом мелких операций, направит свои усилия на углубленное осмысление крупных смысловых блоков и, таким образом, лучше поймет и запомнит текст.

Для отработки навыков чтения смысловыми блоками, понятиями, а не словами используйте Метод ритмичных фиксаций взгляда (МРФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: