Долговременная память

Приобретенные навыки рационального чтения научили вас быстро и качественно считывать и усваивать печатную информацию. Но чтение не бесцельный процес. Выбирая с полку книгу, вы всегда ставите перед собой какие=то задачи: получить удовольствие от чтения стихов, узнать новое в той или иной области, совершенствовать свои знания по специальности и т.д. Эти задачи определяют цель чтения.

В Школе рационального чтения процесс работы с текстом рассматривается как целенаправленное чтение.

Что же нужно для того, чтобы усвоенная информация сохранилась в памяти в том объеме и на тот срок, который вы считаете необходимым?

При чтении информация поступает в так называемую кратковременную память, которая удерживает информацию от нескольких минут до нескольких секунд, после чего информация либо забывается, либо, если продолжать с ней работать, переходит в память долговременную.

Возможности кратковременной памяти недостаточны для того, чтобы полученные знания хранились, к примеру, до экзамена или удерживались в памяти в течении времени, необходимого для написания диссертации и дальнейшей научной деятельности, или для того, чтобы в нужный момент в практике врача, юриста, инженера можно было их припомнить. Чтобы это происходило, чтобы усвоенная информация осталась в памяти на короткое либо на длительное время, либо навсегда, т.е. на заданный срок, надо эту информацию перевести в память долговременную. Как же добиться того, чтобы усвоенная информация не исчезла, не утратилась из памяти, как закрепить в памяти те или иные данные?

Сохраняется в памяти усвоенная информация на необходимый вам срок с помощью специальных приемов повторения, основанных на знании и использовании тех законов, по которым протекает процесс памяти. Процесс повторения, являющийся третьей фазой процесса памяти, - один из важнейших этапов обучения рациональному чтению.

На этом этапе стоит важная задача – сохранить нервные образования и связи, рожденные в процессе восприятия текста, а также избежать необратимого процесса забывания информации, при котором происходит истощение нервных образований, и поступающий при их возбуждении электрический сигнал слаб, недостаточен для полноценного воспроизведения прочитанного.

Со школьной скамьи нам известно: чтобы что-то запомнить хорошо, нужно повторять. Особенно это важно в процессе чтения. Не случайно народная мудрость родила пословицу: «Повторение – мать учения». Одно нужно повторять чаще, чтобы лучше запомнить, другое реже, но удержать в памяти тот или иной материал периодически не повторяя его, практически не возможно, не так уж много существует информации, которая может запоминаться совсем без повторений. Повторить прочитанное можно, рассказывая информацию кому-нибудь или перечитывая ее. Но это нерациональный прием попытки сохранить информацию в памяти. Нерациональное становиться рациональным, если во время повторения на сознательном или подсознательном уровне происходит анализ: возникает много мыслей на эту тему, одновременно рассматривается проблема с разных сторон, выстраиваются различные образы, решается много разных задач.

Когда нерационально повторяют одно и то же, творческая мысль – только каждая десятая, а остальное, механическое, не запоминается.

Значит, надо не просто повторять, но и выстраивать образы. Между двумя единицами информации возникает много разных связей. Чем больше первых связей между двумя припоминаниями, нервными образованиями, тем лучше:

- факты осмысливаются с разных позиций;

- осмысливаются целенаправленно, с точки зрения применения на практике.

При воспоминании двух единиц информации развивается нервное волокно между двумя нервными образованиями, чем больше электрических сигналов проходит между ними, т.е. чем чаще возбуждение нервного образования, тем обширнее эта связь, толще нервное волокно. Сформулировать, связать, пропустить через нервные образования электрические сигналы многократно – значит осмысливать как связаны информации друг с другом, тогда достаточно вспомнить первую часть информации, как тут же вспомните информацию во всем объеме.

Прочитанное запоминается людьми по-разному. Зависит это от многих факторов: от индивидуальных способностей, характера текста, степени его сложности, от физического и эмоционального состояния читателя в момент усвоения текста, от заданного самому себе настроя, от условий работы и многого другого. Если внешние и внутренние факторы и условия работы благоприятны для запоминания либо созданы вами при проведении психологической подготовки к чтению и чтение у вас – процесс активный, то эффект запоминания будет выше.

Как правило, любая информация припоминается легче путем установления определенных связей. Какой-то один незначительный штрих помогает вспомнить остальное и весьма существенное.

Уже при чтении осмысливаются не только сами факты, но и связь между ними, причем полученная информация уясняется в связи с уже хранящейся в памяти. Связанные факты лучше закрепляются в памяти и легче извлекаются из нее впоследствии.

Легче запоминаются, вытягивая за собой всю нужную информацию, факты, между которыми были установлены при чтении такие виды связей, которые способствуют припоминанию, обычно это смысловые связи, выявляющие как общность, так и различие фактов, объясняющие взаимозависимость и т.д.

Развитие навыков по установлению связей – процесс практически бесконечный. Но довольно быстро можно научиться выделять основу прочитанной информации, ее сгусток в виде так называемых ключевых словесных опор, которые остаются в активной памяти, т.е. всегда припоминаются. При первой необходимости ключевые словесные опоры извлекут из памяти все подробности, все цепочки связанных друг с другом единиц информации. Если же этого не происходит, то не вспомнится и ничего другого. Значит, задача состоит в том, чтобы сохранить, закрепить в памяти эти ключевые слова-опоры. Для этого их надо хорошо запомнить. Решить эту проблему поможет правильно организованное повторение.

Прежде чем объяснить, что значит правильно организованное повторение, уточним понятие процесса повторения.

Повторением следует считать специальную работу с предварительно изученной и проанализированной информацией любого характера, проводимую с целью закрепления этой информации в долговременной памяти для того, чтобы по окончании этой рабоыт можно было бы с максимальной степенью точности пересказать, изложить письменно либо вспомнить усвоенную информацию так, как того требует поставленная задача.

Предварительное изучение того, что вы повторите, необходимо только в том случае, если информация сложна для понимания, если же материал легко понимается с первого раза, то повторение го происходит в процессе чтения и осмысления текста.

Например, если учащийся готовиться к экзамену, то по окончании повторения он должен так изложить содержание вопроса, как от него потребуют этого на экзамене.

Если же читатель желает для расширения собственного кругозора изучить и запомнить, к примеру, сказания из греческой мифологии, то по окончании чтения (желательно с карандашом в руках для отдельных пометок) и последующего повторения прочитанного, если это требуется для лучшего запоминания, он должен вспомнить содержание в соответствии с поставленной перед собой задачей. Это относится к любому материалу, который предстоит запомнить – к математическим или химическим формулам, к заучиванию стихотворений и пр.

Именно повторение обеспечивает полноту и точность последующего воспроизведения информации, длительность и прочность хранения запоминаемого.

Каждый знает по собственному опыту, что повторение дает разные результаты в зависимости от того, как повторять. А делают все это по-разному. Одни повторяют все подряд, не отделяя существенное от подробностей, деталей, уточнений. Это очень неэффективное повторение: оно требует запоминания большого объема несущественного, а на это затрачивается много сил и времени. Другие читатели в процессе работы с текстом фиксируют свое внимание на ключевых мыслях, выделяя для запоминания слова-опоры, которые, оставшись в активной памяти, в любой момент припоминаются и помогают вспомнить остальной материал.

Студенты, как правило, штудируют перед экзаменом один и тот же предмет ежедневно, отдавая этому все дни подготовки. Считается, что чем больше, чем чаще повторять, тем лучше для запоминания. Однако анализ результатов процесса повторения показывает, что это не совсем так. Рациональнее чередовать работу над разными предметами. Вашему вниманию предлагается методическая система рационального повторения изученного материала.

Обычно читатели не задумываются над тем, правильно ли, рационально ли они повторяют тот или иной материал, поэтому никто не подходит к процессу повторения, как к проблеме, которую надо решать принципиально.

Так же, как требуют систематической отработки уже известные вам навыки рационального чтения, требуют этого и навыки хорошего запоминания. Чтобы добиться высокого эффекта запоминания (а это значит запоминать быстро, качественно, долговременно сохранять материал в памяти), надо знать, как повторять, через какие интервалы времени и что нужно делать во время повторений, в каких формах целесообразно их проводить, т.е. следовать проверенным специалистами и положительно зарекомендовавшим себя методам запоминания.

Основываясь на хаконах памяти, специалисты выявили закономерности в запоминаниии текста, разработали приемы и условия рационального повторения, дающего максимальный эффект при минимальных затратах времени и усилий, т.е. разработали методику рационального повторения пройденного материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: