Развитие личности при нарушениях слухового анализатора

Личность ребенка формируется постепенно в процессе коммуникативных действий со взрослыми и сверстниками, в процессе получения социального опыта.

Личность ребенка с недостатками слуха формируется в условиях дефицита информации, поступающей через слуховой анализатор. Это затрудняет процесс общения с нормально слышащими людьми, обедняет социальный опыт ребенка.

Акустическое восприятие имеет большое значение в формировании эмоциональной сферы. Ребенок с нарушением функций слухового анализатора зачастую лишается возможности слушать музыку, звучание человеческой речи, что приводит к дефициту эмоций, упрощению межличностных отношений.

Специалисты отмечают у глухих детей значительные трудности понимания различных оттенков эмоций у других людей, у них с трудом формируются морально-этические представления и понятия.

А также отмечают замедленное формирование самоконтроля за собственными эмоциями, чувствами, поведением у детей с нарушением слуха.

При неблагоприятном социальном окружении у ребенка с недостатками слуха могут развиться такие негативные черты характера, как эгоцентричность, ригидность, повышенная внушаемость, импульсивность.

Правильно построенная коррекционная работа способствует формированию у детей тонкого понимания окружающей действительности, личностных особенностей других людей и межличностных отношений.

Сурдопсихолог привлекает внимание ребенка к изучению мимических движений, выразительных движений в жестовой речи.

Большое значения для формирования личности ребенка играет семейное воспитание. В зависимости от того, имеются ли у родителей нарушения слуха, сурдопсихолог дает соответствующие рекомендации по воспитанию ребенка.

Так, по наблюдениям сурдопсихологов, глухие дети глухих родителей не отличаются по эмоциональным проявлениям от слышащих детей, а глухие дети слышащих родителей испытывают значительные затруднения в обогащении эмоционального опыта, они более стеснительны и стремятся к уединению.

Интересны результаты исследований по выявлению желания быть лидером: самый высокий показатель был у глухих детей глухих родителей (45%); средний — у слышащих детей (30%); самый низкий (5%) —- у глухих детей слышащих родителей.

Показатели общительности и любознательности у глухих детей слышащих родителей также оказались самыми низкими. Это связано с тем, что слышащим родителям труднее общаться с детьми, имеющими недостатки слуха, они хуже понимают их желания и потребности, излишне опекают их.

Важную роль в развитии эмоциональной сферы глухого ребенка играет воображение и внутренняя речь. Эта способность очень хорошо развивается в процессе прочтения художественной литературы, когда проявляется интерес к переживаниям героев произведений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: