К чему приводит непонимание или частичное понимание?

Вначале давайте договоримся о терминах. Если быть точными, то «непонимание» прочитанного текста в чистом виде не существует. Конечно же, если читатель во время чтения думал о совершенно постороннем или он не был знаком со словами, то о понимании и говорить нечего, впрочем, так же как и о непонимании (ведь не было условий для понимания). Во всех случаях чтения, когда читатель ПЫТАЕТСЯ понять текст, понимание всегда есть. Вопрос лишь в том, КАК он понят (с какой точки зрения, с какой позиции)? Читатель может понять все содержание так, как понимал его автор (возможно, даже при этом не соглашаясь с ним), а может и понять его абсолютно по-своему, думая, что автор так же понимал проблему. Итак, мы договорились, что все мысли, возникающие при чтении, будут говорить о понимании текста. При этом мы будем делить понимание на понимание читателя и понимание автора.

Понимание читателя может быть как истинным, так и ложным по отношению к реально существующей действительности (сейчас мы говорим не о художественной литературе, где реально существующей действительностью является понимание автора). Истинным и ложным может быть и понимание автора. В связи с этим возникают три вопроса:

- Как научиться понимать автора?

- К чему может приводить неправильное понимание правильно понимающего автора?

- Как быть, если вы правильно поняли неправильно понимающего автора?

На первый вопрос вы получите ответ, изучив эту часть нашего курса. Ответом на третий вопрос, к сожалению, является фраза «Никак. Вам просто не повезло». Но все же, чтобы чаще везло, читайте больше и читайте разных авторов. А сейчас давайте попытаемся получить ответ на второй вопрос.

Изумрудный город Великого Гудвина, Королевство кривых зеркал, Страна чудес, в которой побывала Алиса, все случаи в науке и в политике, когда вначале все искренне верили в одни ценности, отрицая другие, и буквально через некоторое время начинали верить в то, что недавно отрицали – все это примеры ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, а точнее, относительности систем мышления и точек отсчета в них. Винить здесь некого. Человек внушаем. Чтение представляет собой одну из самых сильных форм самовнушения. Чем доступнее написана книга, тем больше читатель подвержен внушению ее содержания. Теперь представьте себе, что вы поняли текст неправильно при том, что автор прав. Это значит, что вы в память заложили неправильное понимание. При чтении следующего текста будете опираться на это неправильное суждение и, возможно, отвергните другого, но уже «правильного автора» или, что еще хуже, закрепите и разовьете неправильную свою позицию. И т.д. В последующем свое мышление вы будете «развивать в направлении, отличном от правильного», если можно так «мягко» выразиться. При этом некоторые сторонние наблюдатели будут считать вас думающим неправильно (как, например, сейчас, читая эту книгу, думают некоторые читатели об авторе этой книги).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: