Описание методов исследования

С целью полноценного исследования нами были использованы различные методики, опирающиеся как на сознательный, так и на бессознательный уровень.

Можно перечислить основные гипотезы, которые были выдвинуты нами при написании данной работы:

· феномены ИСС ускоряют психические процессы, протекающие у человека на момент их возникновения.

· скорость разворачивания психических процессов и влияние, оказываемое ими на ОСС, меняется в зависимости от того, к какой области карты состояний сознания принадлежали феномены испытанного ИСС. При этом состояния, лежащие на максимально удаленных от ОСС уровнях, оказывают большее влияние.

· На каждом процессе рисования мандал можно выделить ряд наиболее часто встречающихся цветов. При этом имеет значение то, каким принципом руководствуется исследователь при составлении цветового ряда.

· Можно проследить динамику цветовых предпочтений и психологических интерпретаций в разные периоды тренинга (начало, середина, конец).

· Есть разница в цветовых предпочтениях на разных тренингах.

· Цветовой ряд, полученный в результате анализа мандал можно сопоставить с цветовыми рядами, предлагаемыми в тесте М. Люшера, можно воспользоваться интерпретацией теста М. Люшера при анализе полученного цветового ряда.

Наиболее релевантными для проверки поставленных гипотез, как нам кажется, являются следующие психодиагностические техники: Тест САН, Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина), метод рисования мандал, анализ самоотчетов, нестандартизованное интервью и наблюдение. Рассмотрим подробнее использование каждого метода в контексте данной работы.

Тест САН. Этот тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов 3210123 и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый выбирает и отмечает цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. При обработке полученные цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому самочувствию принимаются за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2, и т.д.до индекс 3 с противоположной стороны, который, соответственно, принимается за 7 баллов.

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин). Этот тест является хорошим информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. При этом стоит помнить, что определенный уровень тревожности является естественной и обязательной особенностью активной личности.

Шкала оценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ) и личностную (ЛТ) тревожности.

Цветовой тест М. Люшера представляет из себя экспресс-диагностику с помощью цветов актуальных проблем, внутренних конфликтов личности, психологического и физиологического стресса, психических состояний.

Метод рисования мандал. Данный метод является главным в нашем исследовании. Впервые заострил внимание на повторяющихся циркулярных изображениях К.Г. Юнг, который столкнулся с ними в ходе психотерапевтической практики. Его пациенты часто создавали их при попытке описать свое сновидение. Он обнаружил сходную символику и на Востоке – в первую очередь буддийские мандалы, но они все же отличались многими важными чертами. Священный круг часто встречается и в христианской традиции, но и тут имелись отличия от сновидений пациентов, параллели которым имелись в незначительном числе сохранившихся гностических символов. В своей автобиографии, «Воспоминания, сны, размышления», К.Г. Юнг рассказывает о том, как в 1916 г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». В конце концов, К.Г. Юнг пришел к выводу, что метод рисования мандал - это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.

В древнеиндийской литературе термин «мандала» имел множество значений»: круг, шар, орбита, колесо, кольцо, страна, пространство, совокупность, общество, собрание, вид змей и др.[53].

«Современная» мандала «символизирует либо божественное существо, ранее скрытое и спящее в теле, а теперь извлекаемое на свет и оживающее; либо символизирует тот сосуд или то пространство, в котором происходит преображение человека в божественное существо»[54].

Ритуальные и личные мандалы.

Можно выделить два типа мандал: ритуальные и личные. Первые, в большинстве своем являются предметом идеализации, запечатленные на них изображения символизируют гармоничную реализацию духа. Это, своего рода утопическая модель, показывающая конечное состояние и маршрут, ведущий к нему. Это опредмеченный идеальный гештальт поиска и самого состояния сознания, идентичного просветленности, выходу за субъект-объектную обусловленность обыденного сознания. Отличительной особенностью ее является ее статичность. Мы не будем дальше распространяться по поводу этого вида мандал, т.к. они не столь интересны для нас в контексте данной работы.

Личные мандалы всегда изменчивы. Они отражают действительное движение психической жизни. Они существуют на другом уровне, нежели предыдущие. Их бытийная ценность обуславливается, подтверждается жизнью их конкретного творца. Ритуальные мандалы – это больше достояние общественного сознания. Их ценность обусловлена авторитетом некоего желаемого состояния, состояния полной реализации человеческого духа.

Личные мандалы являются качественно отличной формой самопроявления. Активность, допускаемая при работе с ритуальными мандалами, сводится к созерцанию, соединению себя с изображением. Адепт в процессе медитации на мандалу воспроизводит изображение, сливается с божеством, изображенным в центре, т.е. доходит до высшей стадии созерцания – слияние с космическим абсолютом. Личные мандалы существуют совершенно на другом уровне. Прежде всего, они – произведение творчества создающей личности. Они дают возможность самовыражения. Здесь другое звено играет главную роль, обладает большим авторитетом.

В современной психологии чаще используются как раз личные мандалы. Они, по сути, представляют собой моментальные слепки того психического состояния, в котором находится конкретный творец. Личная мандала – это синтезирующий ответ на внутренние противоречия.

Специфика создания мандал.

Метод рисования мандал является одновременно и психодиагностической технологией, и способом психотерапевтического воздействия. Он используется как дополнение к разнообразным техникам, и в качестве отдельного психотерапевтического метода в тренингах арт-терапевтической направленности.

При правильном ходе творческого процесса мандала каждого участника воспринимается остальными как отражение своего создателя, как моментальный снимок процесса изменения, происходящего в нем, как живой организм. При этом необходимо дать понять каждому из участников группы, что факт самовыражения важнее эстетической стороны рисунка.

Кроме того, важно поддержание ровной атмосферы сосредоточенности и погруженности в себя. Наши наблюдения показывают, что эта техника может вызывать различные эмоции, но, чаще всего, если человек все же не отказывается от рисования, а присоединяется к группе, то доводит работу до конца, а иногда даже не останавливается после создания одного рисунка. Тут следует сказать, что в идеале после создания мандалы у человека должно остаться чувство полной завершенности, высказанности. Если этого не удается достичь в ходе рисования одного рисунка, он может продолжить самовыражение на второй, третей и т.д.

Анализ самоотчетов. Самоотчет, как объект психодиагностической деятельности является, с одной стороны, более простым для анализа, в силу большей структурированности, понятности, т.к. слово является наиболее распространенным способом коммуникации. С другой стороны, сознание, которое строится, в основном, на основе языка, дает этой форме самовыражения меньше степеней свободы по сравнению с теми же проективными методиками. Но это более понятная форма.

Наблюдение, осуществляемое как во время тестирования, так и в ходе всего тренинга, а тем более диагностической процедуры, формирует субъективное представление.

Нестандартизованные интервью, проводимое нами, позволяло соединить «объективные» тестовые данные и другую информацию и построить некое представление об изучаемом индивиде и процессах, в которые он «вовлекался».

Анализ эмпирического материала проводится как отдельно по каждой методике исследования, так и в сопоставлении с другими, т.к. каждая из предлагаемых методик, описывает свою специфическую область.

Ограничения, или слабые места нашего исследования заключаются в том, что, во-первых, невозможно узнать с абсолютной достоверностью являются ли изменения, происходящие с человеком и их динамика прямым следствием встречи с ИСС, или пребывание в ОСС позволило бы процессу развиваться аналогично. Во-вторых, нельзя строго говорить, например, о методе рисования мандал, как о методе, точно описывающем феномены ИСС, которые испытывал автор, находясь в них непосредственно. В любом случае это проекция предыдущих переживаний на актуальное состояние. Кроме того, сама техника рисования мандал индуцирует в какой-то мере ИСС. В силу этого подобные продукты творчества лишь отчасти можно принимать в качестве адекватного для анализа метода. Да и в любом другом подобном случае нам подвластно и доступно к осмыслению только то состояние, в рамках которого мы находимся.

Социальная характеристика исследуемых.

Исследование проводилось во время недельного тренинга «Инсайт», проводимого В.В.Козловым на база пансионата «Ярославль» под Ярославлем в 2004, 2005 годах; тренинге «Холотропная Вселенная» в 2005 году и индивидуальных процессах.

Следует отметить, что группа не была закрытой, т.е. был постоянный приток и отток участников, хотя костяк группы - порядка 30 человек на Инсайте 2004 г. 20 человек – на Холотропной Вселенной, 25 человек на Инсайте 2005 г. присутствовали с первого дня и до отъезда.

Всего в исследовании участвовало 65 человек. При этом численность группы во время различных процессов на разных тренингах колебалась от 15 до 40 человек. Средний возраст входящих в выборочную совокупность 28,4 года. Возрастной разброс от 19 до 54 лет. По половой принадлежности практически равное количество мужчин и женщин. Абсолютное большинство имеют высшее образование, или являются студентами ВУЗ. Были лица с научными степенями, и те, кто получают их. Профессиональные интересы большинства членов группы связаны с психологией. Они являются практикующими психологами, или собираются заниматься психологией профессионально.

Участники тренинга приехали из различных городов России: Волгограда, Владимира, Екатеринбурга Кирова, Красногорска, Москвы, Черкеска, Ярославля, т т.д. Были на тренингах и представители зарубежных государств: Латвии, Украины.

Для большинства участников это был уже не первый тренинг, в том числе трансперсональной ориентации с использованием интенсивных интегративных психотехник (дыхательных, медитативных, танцевально-двигательных, телесно-ориентированных, и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: