Семантическая интерпретация

Всего было проведено одиннадцать процессов-замеров рисования мандал, на которых нарисовано порядка 250 рисунков. Нас интересовали прежде всего те авторы, которые создали не по одному рисунку, а целую серию. В таком случае появлялась возможность для анализа динамики происходящего с человеком.

Интересен факт, что большинство авторов, в работах которых на первых порах наблюдались значительные конфликты, к четвертому процессу выдавали здоровые мандалы. Создается впечатление, что гештальт тренинга завершался, и завершался позитивно. Это можно объяснить продуманностью структуры самого тренинга групп-лидером, и встречным настроем участников тренинга на успешное разрешение проблем.

Интересно, что в случаях, когда на одном замере автором создавалось больше одной работы, на них, в основном, вскрывались различные проблемы. Эти проблемы в принципе не могли поместиться на одной мандале, т.к. составляли две различные подсистемы. На дальнейших мандалах мы видели «встречу» этих элементов, их интеграцию, а иногда и создание нового конструкта, позитивно разрешавшего противоречия, которые раньше не могли даже «встретиться».

Вот пример одного из таких случаев:

С., девушка 20 лет.

«3.1. Качественно новое изображение. Появляется структура.[До этого все мендалы были аморфными.] Здесь мы видим изображение «клетки», или сетки. Здоровое развитие Эго стоит под запретом Божественной Матери. Она сдерживает рост, хотя сами линии уже во многом размыты. Наибольшие противоречия остаются в верхней – сознательной - части круга. Кроме того, по поверхности разбросаны мазки красного, белого и желтого цветов, как некие первокирпичики, из которых, возможно, будет строиться последующая структура уже над материнской сетью. Это те психические элементы, которые прорвались сквозь нее. Наиболее живучие, способные дать новую жизнь. Жизнь осознанную, ответственную и самостоятельную.

3.2. Очень красивая, отличающаяся мандала. Она отражает стадию оквадрачивания круга. Возникновение, восхождение сил Эго. Окончательная отделенность от родителей. Ответственность за собственную жизнь автор пытается взять на себя. Это первое свободное действие субъекта.

Это начало отдельного существования. Оно получается не очень ярким в эмоциональном плане, но духовно насыщенным. Здесь однозначно указывается на смерть и перерождение в новом качестве. Кроме того, имеется тенденция к заботе о ближних. С другой стороны, у автора несколько заниженная самооценка».

Это две мандалы, нарисованные после сессии холотропного дыхания. Самоотчет о процессе гласит следующее:

«Ну, в общем, было странное ощущение – сводило руки и кружилась голова.

В первой половине видений не было, но они появились во второй – несколько сюжетов, сменявших один другой с интервалом в полминуты.

Странно было одно: перед глазами дуло пистолета, в тот момент было жутко, не по себе.

В конце – сильное расслабление, тотальное, провалы в сознании и иногда забывала дышать. В моменты без дыхания было хорошо – кайф по полной программе и ощущение полета.

Но общее состояние было тревожное, поэтому повторять в ближайшее время процесс не хотелось бы».

Итак, уровень сенсорных барьеров, который, очевидно, не был преодолен автором, наложил свой отпечаток. Это вообще переломный момент для автора. Обилие энергии, которым она обладала на момент начала тренинга истощился, ослабив тем самым оборонительные механизмы.

Следующая мандала, которая также нарисована после пребывания в области абстрактных и эстетических переживаний, сенсорных барьеров.

4. Мандала похожая на остановленное сновидение. Пониженный общий эмоциональный фон. Чувствуется усталость одновременно с некоторым умиротворением. Проблема взаимоотношений с мужским полом имеет многоуровневую структуру и занимает центральное место. Отсутствие движения и, во многом, нежелание двигаться после остановки на отдых. Потребность в сильной внешней поддержке, потребность в заботе. Это мандала – созерцание. Перед глазами проходят яркие образы на общем затушеванном фоне. Главное свойство – усталость, хотя жизнь продолжается. Хотя есть обстоятельства, на которые приходится реагировать, и достаточно интенсивно.

Выявлена главная проблема автора – взаимоотношения с противоположным полом, и это открытие приводит в замешательство и нежелание что-то с этим делать дальше. Скорее всего, дальнейший путь шел бы в сторону раскрытия этих проблем и самосознания, но тренинг подошел к концу. Факт тот, что динамика психического, которой добиваются психологи, применяющие рисование мандал как самостоятельную технику, за несколько недель или месяцев здесь была пройдена за 4 дня в 9 мандалах. Та же интенсивность наблюдается и у других членов группы.

Более того, можно утверждать, что прорыв в трансперсональные области создает еще большую интенсивность. Последние две мендалы были нарисованы после ярких трансперсональных переживаний.

Вот результаты В. мужчины примерно 35 лет.

1. Это – мандала - мишень, т.е. изображение, олицетворяющее движение по кругу. Завершение внутриутробного существования, сочетается с желанием сохранить за собой обжитую территорию. Цветовая гамма подтверждает этот тезис. Обилие красного – «кровяного» начала в смешении с синими областями подчеркивает конфликт с матерью, но чувствуется направленность, словно цель уже видна.

Сильного напряжения нет.

2. Первое, что бросается в глаза на этой мандале,- сильная упорядоченность энергии, целенаправленность. Здесь сталкиваются две тенденции. Сознание показывает, что заинтересовано в бессознательном, стремится раскрыть, интегрировать его. Это базовое и единственное устремление.

Изображение динамично, но, в то же время, загнано в определенные рамки. Это основательный, «прочный» рисунок, в котором не хватает, разве что, свободной эмоциональности, раскованности, гибкости, на что указывает композиция рисунка в целом.

Основная проблема – поиск, и русло его, похоже, найдено.

Незначительно-положительный эмоциональный фон.

3. Здоровый рисунок, обладающий гораздо большей энергией, но, в то же время, это структурированная энергия. Есть линия, на продолжение которой направлена вся динамика изображения. Состояние напряженности, крайней сосредоточенности и нацеленности на что-то. Стадия горения, последнего усилия. Главная фигура – дорога черного цвета, но нет мрачности, скорби. Скорее это готовность к перерождению.

Центральная тема – базовый стабильный стержень, рядом с которым допускаются незначительные вариации, на что указывают мазки зеленого – плотины, сдерживающей «вредоносные воздействия».

4. Эта мандала, похожая на «выдох». Глобальное спокойствие после предыдущего усилия по продвижению к поставленной цели. Это купание в теплом океане, полная защищенность, погруженность в материнскую любовь. Рациональное начало, столь сильное на предыдущих этапах, меняется на интуитивизм. Этого, судя по всему и недоставало автору.

Как мы видим, здесь гештальт полностью завершен. При этом именно третья мандала, нарисованная после очень ярких, хоть и не совсем положительных переживаний, является переломной.

Можно приводить много примеров. Важно, что суть их заключается в том, что выход за рамки ОСС может вести к ускорению процесса интеграции. Кроме того, переживания трансперсонального уровня ведут за собой более устойчивые и заметные изменения, чем переживания, например, уровня сенсорных барьеров.

Еще одним интересным выводом является вывод о том, что для психики более важным является не конкретная феноменология состояния, т.е. не те зрительные, слуховые и прочие образы, которые субъект «смотрит по внутреннему телевизору», как говорил С.Дубинский. Важнее именно общий фон, на площади которого разворачивается проявленный театр. Суть всякого ИСС заключается в новых возможностях, которые оно предоставляют. Часто это возможность выплыть, вырваться из ткани проявленного мира, т.к. реальность, видоизменяясь в зависимости от нашего взгляда на нее наглядно показывает нам иллюзию всего проявленного. Возможно это»жажда бессмысленности», когда постоянная осознанность и телеологичность компенсируется проявлением других функций.

При сопоставлении переживаний, полученных автором во время своего процесса, и мандал того же автора, становится понятно, что само состояние имеет доминирующее значение.

Итак, актуализация ИСС приводит к улучшению самочувствия, настроения, осознанию собственных проблем, более конструктивному взгляду на мир. При этом степень изменения привычных способов существования напрямую зависит от того, какую локализацию имеют те или иные состояния. Здесь работает правило: состояния максимально отличные от ОСС имеют наибольший трансформационный потенциал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: