Вопрос 25. Экономические взгляды А. Маршалла

/. Краткие сведения.

2. Методология исследования.

3. Концепция ценообразования (спрос и предложение).

4. Теория А. Маршалла.

5. Капитал.

6. Принцип замещения.

Альфред Маршалл (1842 - 1924) - английский экономист, основатель кембриджской школы, с именем которого связывают становление неоклассического направления в экономической теории.

А. Маршалл является автором ряда работ, в частности “Экономика про­мышленности'^ 1889 г.), “Промышленность и торговля” (1919 г.).

В своих исследованиях использовал математические и графические ме­тоды анализа. Под влиянием Г. Спенсера считал эволюцию единствен­ной формой общественного развития, распространяя учение дарвиниз­ма на экономические отношения.

Экономическая теория А. Маршалла является синтезом достижений классической науки (А. Смита, Д. Рикардо, Дж. Милля) и теории мар-жинализма.

Метод А. Маршалла - метод частичного равновесия. При рассмотрении ситуации все элементы, кроме одного, принимаются как постоянные, и ведется наблюдение изменений этого одного элемента.

Концепция ценообразования (спрос и предложение) А. Маршалла: фун­кция спроса на товар зависит от предельной полезности, а цена спроса, по Маршаллу, не что иное, как денежная оценка желания. Далее автор формулирует закон спроса, согласно которому спрос на товар возраста­ет при снижении цены и повышается при превышении цены.

А. Маршалл ввел понятие “эластичность спроса” - функциональная за­висимость спроса от изменения цены. Спрос на товар эластичен, если он меняется в большей степени, чем цена товара.

После этого А. Маршалл исследует цену предложения как минимальную цену, по которой продавец согласен продать данное количество товара поданной цене. Цена предложения определяется исключительно издер­жками. Под последними понимается преодоление нежелания подверг­нуться неудобствам из-за тяжести труда и жертвы капитала.

Далее А. Маршалл представляет в графической форме функциональную зависимость цены от спроса и предложения. Цена равновесия устанав­ливается на пересечении кривых спроса и предложения.

Теория А. Маршалла - это теория цен в конкурентных условиях. В “Прин­ципах экономической науки” анализируется стихийное регулирование цен в условиях свободной конкуренции. Но ученый не мог обойти процесса быстрого роста производственных монополий (широко распространен­ного в то время) и их влияния на механизм ценообразования. Автор рассматривает монополию как частный случай в условиях господства неограниченной конкуренции и ее механизма ценообразования.

Ученый трактовал закон убывающего плодородия почвы как универ­сальный закон убывающей производительности, действующий не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности, имеющий всеобъемлю­щее значение.

Капитал, по мнению А, Маршалла, не имеет вещественной формы, но тесно связан с вещами. К капиталу он относил и нематериальные блага:

знания, организацию, а также деловые способности, профессиональ­ное мастерство и деловые связи предпринимателя.

О” Принципу замещения А. Маршалл придавал большое значение. Пред­приниматель выбирает себе те факторы производства, которые считает наиболее подходящими для достижения цели. Цена суммы его факторов всегда ниже цены любого другого набора факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: