Экономические взгляды А. Маршалла

Развитие теории маржинализма

Альфред Маршалл (1842-1924) - английский экономист, основатель кембриджской школы, с именем которого связывают становление нео­классического направления в экономической теории.

Родился в семье служащего. Закончил с отличием Кембриджский уни­верситет, после чего остался в нем для преподавательской работы. С 1867 года увлекся экономической наукой и уже в 1875 году изложил свои собственные доктрины в работе "Принципы экономической науки". Этот труд принес ему мировую известность.

С 1908 года по инициативе А.Маршалла был введен новый курс под названием "Economics", который вытеснил учебник Дж.Милля.

А.Маршалл является автором ряда работ, в частности «Экономика про­мышленности» (1889 г.), "Промышленность и торговля" (1919 г.).

В своих исследованиях использовал математические и графические ме­тоды анализа. Под влиянием Г.Спенсера считал эволюцию единствен­ной формой общественного развития, распространяя учение дарвиниз­ма на экономические отношения.

Экономическая теория А.Маршалла является синтезом достижений классической науки (А.Смита, Д.Рикардо, Дж.Милля) и теории маржинализма.

Метод А.Маршалла - метод частичного равновесия. При рассмотрении ситуации все элементы, кроме одного, принимаются как постоянные, и ведется наблюдение изменений этого одного элемента.

Концепция ценообразования (спрос и предложение) А.Маршалла: фун­кция спроса на товар зависит от предельной полезности, а цена спроса, по Маршаллу, не что иное, как денежная оценка желания. Далее автор формулирует закон спроса, согласно которому спрос на товар возраста­ет при снижении цены и повышается при превышении цены.

А.Маршалл ввел понятие "эластичность спроса" - функциональная за­висимость спроса от изменения цены. Спрос на товар эластичен, если он меняется в большей степени, чем цена товара.

После этого А.Маршалл исследует цену предложения как минимальную цену, по которой продавец согласен продать данное количество товара по данной цене. Цена предложения определяется исключительно издер­жками. Под последними понимается преодоление нежелания подверг­нуться неудобствам из-за тяжести труда и жертвы капитала.

Далее А.Маршалл представляет в графической форме функциональную зависимость цены от спроса и предложения. Цена равновесия устанав­ливается на пересечении кривых спроса и предложения.

Теория А.Маршалла - это теория цен в конкурентных условиях. В "Прин­ципах экономической науки" анализируется стихийное регулирование цен в условиях свободной конкуренции. Но ученый не мог обойти процесса быстрого роста производственных монополий (широко распространен­ного в то время) и их влияния на механизм ценообразования. Автор рассматривает монополию как частный случай в условиях господства неограниченной конкуренции и ее механизма ценообразования.

Ученый трактовал закон убывающего плодородия почвы как универ­сальный закон убывающей производительности, действующий не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности, имеющий всеобъемлю­щее значение.

Капитал, по мнению А.Маршалла, не имеет вещественной формы, но тесно связан с вещами. К капиталу он относил и нематериальные блага: знания, организацию, а также деловые способности, профессиональ­ное мастерство и деловые связи предпринимателя.

Принципу замещения А.Маршалл придавал большое значение. Пред­приниматель выбирает себе те факторы производства, которые считает наиболее подходящими для достижения цели. Цена суммы его факторов всегда ниже цены любого другого набора факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: