(К. Роджерс, Е. Мелибруда).
6. Наличие гибкой позиции — гибкость и открытость по отноше-
Нию к другим культурным и социальным группам: изменение пози-
Ции, мнения, ориентации, без консерватизма и ригидности.
7. Гуманистическое сознание — гуманный, человечный взгляд на
Мир людей, понимание разнообразия, противоречивости и уникально-
Сти человеческого существования.
Феноменологическое интервью-исследование профессиональ-
ных качеств, необходимых психологу-консультанту, позволило вы-
Делить синонимические определения, отражающие наиболее важные
из них [12].
Милосердие (от корней «милый», «сердце» — милое сердце) —
Помогающий, лечащий душу, терпеливый, доброжелательный, при-
Нимающий, гуманный.
Дипломатичность, от французского diplomatic (дипломатия име-
ет греческий корень diploma — лист, сложенный вдвое, подчеркнем
последнее — двое — диалог) — умный, понимающий, спокойный,
Умеющий слушать / слышать, обладающий интуицией, коммуника-
Бельный, отзывчивый.
Мужество оптимизма — жизнеутверждающий, целеустремлен-
|
|
Ный, верящий в будущее, успех и собственные силы, настойчивый,
Инициативный, оптимистичный.
Опрос практикующих психологов-консультантов показал, что
Эффективность их профессиональной деятельности во многом опре-
деляется следующими функциями [12]:
Доверие — вера в возможность изменения в рамках сотрудниче-
Ства; принятие (признание) себя и другого; создание доверительного
(безопасного) пространства; доверие к процессу диалога.
Присутствие — проживание момента бытия; активное взаимо-
Действие и полноценная работа в ситуации «здесь и теперь»; откры-
Тость происходящему.
Рефлексирование — отражение происходящего; процесс отсле-
Живания текущих изменений, вербальных и невербальных реакций.
Осознавание — прояснение смыслов; инсайт озарения (осмысле-
Ние происходящего); структурирование и интеграция получаемого
Опыта.
Ответственность — осмысление и принятие решений в процес-
Се профессиональной деятельности. Проблема ответственности чело-
Века выступает как сознательное отношение ко всему содеянному.
Становление профессионально важных качеств (ПВК) и профес-
Сионально важных функций (ПВФ) возможно через формирование
сознательной дипломатичности как внутренней готовности к по-
Строению гармоничных отношений с другими людьми.
Для формирования сознательной дипломатичности необходимым
является:
- стремление к достижению эффективности профессиональной