Применение клиентцентрированного подхода

В психологическом консультировании

Основатель подхода

К. Роджерс (8.01.1902 — 1987).

Родился в Оук-парке (штат Иллинойс США) в состоятельной религи-

Озной семье. Почти 12 лет работал в Рочестере (под Нью-Йорком) в Центре

Для трудновоспитуемых детей и подростков — именно здесь отказался от

Директивного подхода. В этот период написал книгу «Клиническая работа с

Проблемным ребенком» (1939). Книга принесла автору известность и долж-

Ность профессора психологии в университете Огайо. Издал книгу «Кон-

Сультации и психотерапия» (1942). В 1957 г. возглавил созданный им Кон-

Сультативный центр (г. Чикаго). «Терапия, центрированная на клиенте»

(1951) — его основная работа. В 1957 г. перешел в Висконсинский универ-

Ситет в Медисоне, где читал психиатрию и психологию. С 1963 г. работал

Во вновь основанном Западном институте поведенческих наук (г. Ла-Иолла,

Штат Калифорния), где организовал Центр по изучению личности. Изучал

Биологию, историю, религию.

Основные положения

Направляющей силой в психотерапевтическом процессе дол-

Жен быть не терапевт, а сам клиент (это положение критиковалось).

Личность как разворачивающийся гештальт.

Интеллектуальные предшественники:

А) Экзистенциальная философия (Мартин Бубер, Серен Кьеркегор).

Б) Восточная философия (Дзен-Буддизм, Лао Цзы).

В) Влияние особенностей американской культуры.

1. Поле опыта — с помощью своего поля опыта люди очерчи-

Вают себя. Поле опыта — это то, что потенциально доступно сознава-

Нию, что происходит внутри человека в любой момент его жизни.

2. Самость -— находится в поле опыта, не есть неизменная сущ-

Ность, но в каждый данный момент она устойчива, то есть мы «замо-

Раживаем» фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его (стоп-кадр). Это

Организованный, связанный гештальт, постоянно находящийся в про-

Цессе формирования по мере изменения ситуации, то есть непрерыв-

Ный процесс осознания. Самость — взгляд на себя на основе прошло-

Го опыта, настоящего и будущего.

3. Идеальная самость — наибольшая ценность, представление

О себе как об идеале. Степень различия идеальной самости с реальной

Самостью определяет степень дискомфорта личности, препятствует

Росту, так как может вызвать невротические состояния. Принятие се-

Бя таким, какой ты есть (действительно являешься), является призна-

Ком душевного здоровья. Идеальная самость может быть двигателем

Развития личности, но не причиной срыва, так как идеальная самость

Отражает обостренное самолюбие, повышенную амбициозность.

4. Конгруэнтность — неконгруэнтность (человек не выражает

То, что он действительно чувствует) — соответствие между опытом и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: