Венная индивидуальность психолога, которую постоянно необходимо
Изучать (техники: например, гештальттерапия, клиентцентрированная
Терапия, экзистенциальный анализ).
Каждая теория имеет свою классификацию методов. Одни и те
Же психотерапевтические приемы могут в разных психотерапевтиче-
Ских концепциях иметь свою направленность и специфическое со-
Держание. В процессе психологического консультирования важно не
Только выбрать соответствующий подход, но и адекватно использо-
Вать различные методы, учитывая индивидуальные особенности кли-
Ента, а также ситуацию взаимодействия.
Вспомогательные методы психологического консультиро-
Вания
Наблюдение как метод психологического консультирования
Как и в любой иной профессиональной деятельности, наблюде-
Ние является важным инструментом и помощником. Психологу-
Консультанту необходимо уметь отмечать нюансы в поведении, позе,
Мимике клиента. Иногда едва заметные изменения позволяют точно
Оценить ситуацию или отношение к ней клиента, помогают конкрети-
Зировать тот запрос, с которым человек пришел к психологу.
Наблюдение — целенаправленное восприятие психической жиз-
ни человека [26, с. 14].
Метод наблюдения является одним из самых старых и на первый
Взгляд наиболее простых. Наблюдение не только направлено на вос-
Приятие чувственно данных явлений, оно также должно привести к
Психологическому, педагогическому или психолого-педагогическому
Осмыслению зафиксированных данных и их научному объяснению, то
Есть к установлению фактов.
В ходе развития метода наблюдения удалось описать и выделить
Те внешние признаки, за которыми можно наблюдать и которые яв-
ляются выразителями психической жизни, а именно:
- поведение человека;
- деятельность;
- движения (поза, осанка, походка, жест);
- действия;
- речь и голос;
- внешний облик;
- положение тела по отношению к собственной оси и по отно-
шению к различным объектам (повороты, наклоны, изгибы и т. п.);
- выразительные движения лица (мимика, физиогномическая
Маска).
Многие из этих признаков относятся к невербальным. Они не
Разработаны, да и вряд ли могут быть разработаны, учитывая мно-
Гофункциональность, многозначность неречевых средств, однако
Накоплено немало данных, помогающих понимать систему невер-
Бальной связи. Словесные средства всегда сопровождаются несло-
весными [20, с. 4].
При восприятии человека с помощью наблюдения существует