Подхода психолога. 15 минут

4. Выработка альтернативных способов и средств решения про-

блемы клиента. «Что еще можно сделать по этому поводу?» (Избега-

Ние ригидности). Анализ через синтез.

5. Обобгцение предыдущих этапов — от обучения к действию.

«Вы будете делать это?». Многие клиенты ничего сами не предпри-

нимают для изменения ситуации [1].

Эффект определяется теми переживаниями, которые были у кли-

Ента во время беседы. Изменение его состояния — показатель эффек-

Тивности. Отрицательный результат не должен пугать психолога,

Можно провести еще 2-3 встречи. Хорошо давать домашние задания и

Проверять их при следующей встрече. Могут быть даны рекоменда-

Ции по обращению к другим специалистам и книгам. Вербальное и

Невербальное общение.

Основные п о к а з а т е л и э ф ф е к т и в н о с т и и н т е р в ью [2]:

\. Интенциональность — количество направлений и возможно-

Стей решения проблемы, которые появились у клиента.

2. Творческое принятие решений клиентом. «Я стал другим!».

В рамках гуманитарной онтологии феноменологический анализ

Как метод изучения внутреннего мира человека — его субъективной

Реальности: мыслей, чувств, отношений, эмоций, воспоминаний, пе-

Реживаний — дает возможность проследить рост личности в процессе

Развития сознания. По мере перехода от понимания знания как соот-

Ветствия объективной реальности к пониманию знания как социаль-

Ного конструирования реальности исследовательское интервью, осно-

Ванное на беседе и взаимодействии, будет занимать все более

Привилегированные позиции.

Единственный способ понять другого человека при вербальном

Общении — это его выслушать. Способом получения обратной связи

является или вопрос, или вербализация [3, с. 47].

Ф у н к ц и и в о п р о с а:

- Уточнение информации.

- Получение новой информации.

- Управление беседой, введение ее в определенное русло.

- Убеждение — заставить принять свою точку зрения.

Ф у н к ц и и в е р б а л и з а ц и и:

- Уточнение тезиса.

- Возможность выиграть время.

- Установление обратной связи («я хочу тебя понять»), не ухо-

Дить в сторону.

- Управление беседой.

- Убеждение в точке зрения собеседника.

Существует так называемая рефлексивная вербализация, которая

Относится к разновидностям вербализаций, чье назначение — усиле-

Ние эмоционально-смыслового резонанса высказываний клиента.

Рефлексивная вербализация предполагает повтор слов собеседника

Своими словами (максимально дословно), подчеркивание актуального

Состояния — его озабоченности проблемой выбора. При этом интер-

Претация должна быть как можно короче.

Тема 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: