1. Сравните определения науки:
a. Наука – сфера познавательной деятельности людей, базирующаяся, на допущении существования реального, не зависящего от субъекта познания мира, все процессы и явления которого подчинены закономерностям, доступным познанию с помощью чувств и мышления. (Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 47).
b. Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства. (Философский словарь. – М., 1981. – С. 236).
В чем состоит культурологический смысл данных определений?
2. Дайте культурологическую характеристику определений религий:
a. Религия греков – политеистические верования древних греков, связанные с поклонениями многим богам. Каждый город имел своих богов-покровителей. Храм Аполлона в Дельфах был общегреческим религиозным центром. Поэты и философы относились к богам с большим пиететом и старались приукрасить присущие им человеческие черты.
|
|
b. Религия римлян – политеистические верования древних римлян, много перенявших от греческих верований, а также от этрусков и других племен, населявших территорию Италии. Римляне устраивали домашние алтари, посвященные богам, соблюдение религиозных обрядов тесно связывалось с политикой. Устанавливались поклонения умершим правителям, в их честь строились храмы. (Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Т. 3. – 1999. С. 276-277).
3. На основе суждений «Бог есть истина» и «Химическая формула воды есть Н2О» сравните религиозное и научное знание. Соотнесите веру и знание в духовной культуре личности.
4. Согласны ли вы с таким рассмотрением места религии в культуре? Ко всякой ли религии применены приведенные оценки? Могут ли существовать низшие и высшие религии?
«Религия представляется целостным началом, имеющим единую направленность, по контрасту с многовариантной и повторяющейся историей цивилизаций. Подчиняясь духовной власти высших религий, человек способен преодолеть политические барьеры местных государств и даже культурные барьеры». (Тойнби А. Роль религии в цивилизационном устроении общества // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. С. 134).
5. Исследователи Д. Баррет и Т. Джонсон подсчитали, что сегодня христианами себя считают 1,99 млрд. человек, сторонниками ислама 1,19 млрд., индуистами – 777 млн., верующими, но не принадлежащими к какой-либо конкретной вере, – 768 млн., буддистами – 359 млн.
Почему буддизм, который занимает по числу верующих только пятое место, и сегодня считается одной из мировых религий? Почему индуизм не относится к мировым религиям? Зависит ли вклад каждой церкви в культуру от количества ее верующих?
|
|
6. Составьте логические цепочки:
Ф. Бэкон | Социалист-утопист | «Трактат о началах человеческого знания» |
И. Ньютон | Философ-рационалист | «Мыслю, следовательно, существую» |
Р. Декарт | Философ-эмпирик | «Утопия» |
Дж. Беркли | Естествоиспытатель | «Знание – сила» |
Т. Мор | Священник | «Гипотез не измышляю!» |
7. Определите основания классификации наук и объедините перечисленные науки в две группы:
1. естественные науки;
2. прикладные науки;
3. общественные науки;
4. фундаментальные науки;
5. технические науки.
8. Определите четыре признака религии:
1. вера в сверхъестественное и почитание его;
2. религиозные мифы;
3. символы веры;
4. строительство храмов;
5. религиозный культ;
6. наличие религиозных книг;
7. сострадание к людям;
8. верующие;
9. ожидание от сверхъестественного поддержки или наказания.
9. Выберите четыре положения.
Наука осуществляет вклад в культуру общества своим содержанием, осуществляя:
1. получение и систематизацию теоретических знаний;
2. воздействие на политику государства;
3. влияние на искусство;
4. подготовку научных кадров;
5. разработку и внедрение новых технологий
6. объяснение сущности человека;
7. научные дискуссии;
внедрение научных знаний в практическую деятельность