Тема 7. Культура, наука, религия

1. Сравните определения науки:

a. Наука – сфера познавательной деятельности людей, базирующаяся, на допущении существования реального, не зависящего от субъекта познания мира, все процессы и явления которого подчинены закономерностям, доступным познанию с помощью чувств и мышления. (Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 47).

b. Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства. (Философский словарь. – М., 1981. – С. 236).

В чем состоит культурологический смысл данных определений?

2. Дайте культурологическую характеристику определений религий:

a. Религия греков – политеистические верования древних греков, связанные с поклонениями многим богам. Каждый город имел своих богов-покровителей. Храм Аполлона в Дельфах был общегреческим религиозным центром. Поэты и философы относились к богам с большим пиететом и старались приукрасить присущие им человеческие черты.

b. Религия римлян – политеистические верования древних римлян, много перенявших от греческих верований, а также от этрусков и других племен, населявших территорию Италии. Римляне устраивали домашние алтари, посвященные богам, соблюдение религиозных обрядов тесно связывалось с политикой. Устанавливались поклонения умершим правителям, в их честь строились храмы. (Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Т. 3. – 1999. С. 276-277).

3. На основе суждений «Бог есть истина» и «Химическая формула воды есть Н2О» сравните религиозное и научное знание. Соотнесите веру и знание в духовной культуре личности.

4. Согласны ли вы с таким рассмотрением места религии в культуре? Ко всякой ли религии применены приведенные оценки? Могут ли существовать низшие и высшие религии?

«Религия представляется целостным началом, имеющим единую направленность, по контрасту с многовариантной и повторяющейся историей цивилизаций. Подчиняясь духовной власти высших религий, человек способен преодолеть политические барьеры местных государств и даже культурные барьеры». (Тойнби А. Роль религии в цивилизационном устроении общества // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. С. 134).

5. Исследователи Д. Баррет и Т. Джонсон подсчитали, что сегодня христианами себя считают 1,99 млрд. человек, сторонниками ислама 1,19 млрд., индуистами – 777 млн., верующими, но не принадлежащими к какой-либо конкретной вере, – 768 млн., буддистами – 359 млн.

Почему буддизм, который занимает по числу верующих только пятое место, и сегодня считается одной из мировых религий? Почему индуизм не относится к мировым религиям? Зависит ли вклад каждой церкви в культуру от количества ее верующих?

6. Составьте логические цепочки:

Ф. Бэкон Социалист-утопист «Трактат о началах человеческого знания»
И. Ньютон Философ-рационалист «Мыслю, следовательно, существую»
Р. Декарт Философ-эмпирик «Утопия»
Дж. Беркли Естествоиспытатель «Знание – сила»
Т. Мор Священник «Гипотез не измышляю!»

7. Определите основания классификации наук и объедините перечисленные науки в две группы:

1. естественные науки;

2. прикладные науки;

3. общественные науки;

4. фундаментальные науки;

5. технические науки.

8. Определите четыре признака религии:

1. вера в сверхъестественное и почитание его;

2. религиозные мифы;

3. символы веры;

4. строительство храмов;

5. религиозный культ;

6. наличие религиозных книг;

7. сострадание к людям;

8. верующие;

9. ожидание от сверхъестественного поддержки или наказания.

9. Выберите четыре положения.

Наука осуществляет вклад в культуру общества своим содержанием, осуществляя:

1. получение и систематизацию теоретических знаний;

2. воздействие на политику государства;

3. влияние на искусство;

4. подготовку научных кадров;

5. разработку и внедрение новых технологий

6. объяснение сущности человека;

7. научные дискуссии;

внедрение научных знаний в практическую деятельность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: