Тема 9. История российской цивилизации и культуры

1. Назовите признаки цивилизации в данном ее определении:

«Цивилизация есть «социокультурная общность, формируемая на основе универсальных, т.е. сверхлокальных ценностей, получающих отражение в мировых религиях, которые составляют целостные системы социокультурной регуляции, включая подсистемы морали, права, искусства, философии и т.д.» (Ерасов Б.С. Цивилизации. Универсальность и самобытность. – М., 2002. – С. 33).

Применимо ли данное определение к российской цивилизации?

2. Как соотносится приведенное рассуждение с характеристикой русской цивилизации периода ее становления?

«С татаро-монгольским игом не идет в сравнение никакое другое явление в европейской истории. Оно тяготело над русскими почти два с половиной века (1238–1480), и тем не менее ни в государственном плане, ни в духовном они не погибли, хотя это и нанесло их душе глубокий ущерб, не преодоленный по сей день» (Шубарт В. Европа и душа Востока. – М., 2000. – С. 62–63).

3. Используйте характеристику возникновения русской цивилизации к периоду ее зарождения.

«...Российская цивилизация зарождалась как гетерогенная общность, образуемая из трех хозяйственных регионов: земледельческого, скотоводческого и промыслового; трех типов образа жизни: оседлого, кочевого и бродячего; на пересечении нескольких религиозных потоков и в смещении этнических субстратов. Более 150 племен населяло территорию, на которой образовалось впоследствии русское государство». (Моисеева Л.А. История цивилизаций. – Ростов-на-Дону, 2000. – С. 336).

4. Можно ли назвать данное суждение признаком русской цивилизации?

«Мы, православные, ближе к тем, кто слабее, к мировым изгоям и неудачникам, чем к сильным и процветающим. Но это – не столько предопределенность нашей истории и географии, сколько наш выбор» (Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М., 2002. – С. 489).

5. Прокомментируйте сравнение европейской и российской цивилизации на основе данного рассуждения:

«Сегодня, как никогда, необходимо изучение отечественной истории. Знание прошлого помогает нам понять настоящее и приоткрывает завесу будущего. А прошлое таково, что если на Западе издавна приоритет отдается индивидууму и индивидуальности, то в России ее историческими судьбами определялась приверженность к «соборности», «коллективности», «товариществу». (Георгиева Т.С. История русской культуры. – М., 1998. – С. 523).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: