Завышение значимости процессов по сравнению со знаниями

Цель развить интеллектуальные функции, научить учиться, научить думать—общая для всех областей педагогики. Методы когнитивного обучения оригинальны в той мере, в какой они предполагают достичь эту цель прямо, минуя процесс приобретения знаний или ментальные процедуры, свойственные данному полю деятельности. Тогда как классическая педагогика говорит о том, что интеллект развивается при помощи латыни, математики и информатики, такая ее область, как когнитивное обучение, говорит о развитии интеллекта для последующего изучения латыни, математики или информатики.

Это желание немедленно одарить субъекта развивающимися орудиями мышления приводит к выбору обучающих ситуаций, бедных по содержанию. С этой точки зрения показательной является «Программа Инструментального Обогащения» (Лоарер Э., Юто М., 1997). Другие методы когнитивной коррекции не отстраняются так радикально от содержания, однако оно выбирается таким образом, что его специфика выражена не явно. Знания, которые в этом случае являются целью, тогда определяются как «логические» или «трансверсальные». В «Кубах Миалета», например, предлагается учить учиться, но в процессе обучения чему-нибудь (т. е. «уча что-нибудь»). Это «что-нибудь» может быть совокупностью логико-математических знаний (основы вычислений, алгебра Буля), которые полезны и необходимы в случае потребности обучения в таких областях, как информатика или автоматика, но именно поэтому этот метод способствует когнитивному обучению, имея очень широкое поле применения. Таким образом, можно допустить, что логические знания являются практически идентичными правильно применяемым психологическим операциям. Эта позиция не слишком далека от позиции Пиаже, который видел в логике «аксиоматику мышления». Однако изоморфизм между логикой и некоторыми формами мышления необязательно подразумевает, что обучение мысли должно быть подчинено обучению логике. В методе «Gerex soutien» предлагается развивать «трансверсальные способности» (такие, как стремление узнавать новое, самоорганизовываться, структурировать), а также междисциплинарную технику (языковое мастерство, математика), необходимую для достижения успехов в колледже или профессиональном лицее. Некоторые из этих способностей и техника рассматриваются как общие инструменты мышления. Основания, лежащие в основе этих методов, менее «бессодержательны», но процессам мышления и в них уделяется гораздо больше внимания, чем знаниям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: