И. С. Морозова
КОГНИТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ:
ПРОБЛЕМЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Учебно-методическое пособие по курсу
«Психология когнитивного развития»
КЕМЕРОВО 2002
Составитель: к. психол. н. И. С. Морозова. Учебно-методическое пособие по курсу «Психология когнитивного развития»: Когнитивное обучение и развитие: проблемы, результаты, перспективы. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2002. - 48 с.
Учебно-методическое пособие дополняет и развивает темы курсов «Психология познавательных процессов», «Психология когнитивного развития». В нем представлен анализ теоретических и практических вопросов, связанных с развитием такой области когнитивной психологии, как когнитивное обучение. Даны некоторые конкретные практические рекомендации по повышению эффективности когнитивного обучения.
Материалы предназначены для студентов психологических факультетов 4-5 курсов дневного отделения и ОЗО, слушателей курсов ФППК, школьных психологов.
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДЕНО
|
|
методической комиссией на заседании кафедры
социально-психологического общей психологии и психологии
факультета развития
«___»_______________2002 г. «___»________________2002 г.
Председатель методической И. О. зав. кафедрой к. психол. н.,
комиссии к. психол н., доцент доцент
И. С. Морозова И. С. Морозова
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………4
Глава 1. Когнитивное обучение: история и методы
1.1. Когнитивное обучение: исторические вехи.......…………….….5
1.2. Методы когнитивного обучения.………………………………..8
1.3. Теоретические основы когнитивного обучения........................13
Глава 2. Индивидуальная специфика когнитивного развития
2.1. Подходы к построению типологии когнитивных стилей...................18
2.2. Концепция индивидуального стиля деятельности в отечественной психологии...............................................………………………………26
2.3. Когнитивное развитие и обучение........................................................40
Заключение …..………………………………………………………………44
Литература …..……………………………………………...………………..46
ВВЕДЕНИЕ
Основная цель пособия – структурировать основные положения теории развития когнитивных процессов, рассмотреть их с точки зрения использования в практической деятельности. В каждой главе пособия дается краткое изложение основных понятий и закономерностей когнитивного обучения и развития и рассматриваются вопросы, связанные с учетом отдельных психических процессов в организации экспериментального исследования.
Термин «когнитивное обучение» определяет одну из областей исследования в психологии и одно из течений в педагогике, которое в последнее десятилетие приобрело значительный размах.
|
|
Исследования в области когнитивного обучения направлены на изучение возможностей улучшения когнитивной деятельности индивида с помощью особых программ образования. Хотя эти исследования еще недостаточно продвинулись, на практике постоянно констатируют важность развития методов образования, целью которых является когнитивное развитие. Это направление в педагогике, ограниченное на протяжении многих лет в основном специальным образованием (предназначенным для детей с интеллектуальными ограничениями), в дальнейшем, точнее с тех пор, как предпринимаются попытки помочь людям с трудностями в обучении, охватило весь комплекс школьного и профессионального образования. Основная цель всех методов когнитивного обучения заключается в развитии интеллекта, а точнее всей совокупности умственных способностей и стратегий, делающих возможным процесс обучения и адаптации к новым ситуациям.
Итак, по своим целям обучение является когнитивным. Следует отметить, что оно является таковым и по своим средствам. Практики обычно говорят о «методах когнитивного обучения», когда речь идет о возможности облегчить когнитивное развитие и когнитивную деятельность субъекта без особых недостатков в умственном развитии, и о «методах когнитивной коррекции», когда предполагается восполнить дефицит, вызванный факторами, препятствовавшими этому когнитивному развитию и выполнению той или иной деятельности.
Глава 1. КОГНИТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИСТОРИЯ И МЕТОДЫ