Конец ознакомительного фрагмента

Илья Мельников Александр Александрович Ханников

Муром

Города Золотого кольца России –

Текст предоставлен Ильей Мельниковым http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=3956015

Аннотация

«Золотое кольцо» России состоит из прекрасных древних городов: Москвы, Сергиева Посада, Ростова Великого, Ярославля, Суздаля, Костромы, Переславля‑Залесского, Владимира, других городов, занимающих особое место в истории Русской земли. Это красивейшие города, которые являются настоящими жемчужинами на карте России. Каждый такой город таит в себе множество секретов, и вписывает в историю новые имена, которыми гордятся поколения.

Муром – один из красивейших городов России. Он имеет богатую, ни с кем не сравнимую историю, которой манит своих жителей и гостей. Эта книга поможет Вам больше узнать об истории, архитектуре, достопримечательностях и известных людях этого города. Издание рассчитано на широкий круг читателей.

Муром

Муром – древнейший город со сложной судьбой, расположен недалеко от Москвы на крутых берегах Оки. Возник он как славянское поселение на территории финно‑угорского племени мурома. На древнефинском языке «муром» означает «возвышенность, высокое место, вода у горы». Мурома – люди, живущие на горе у воды. Финно‑угорские племена, рассеянные на обширных территориях Поволжья, обладали яркой, самобытной культурой и упоминались в скандинавских сагах и древнерусских летописях, так как находились на путях из Скандинавии в восточные земли. Со славянами они окончательно ассимилировались в XI – XII веках с установлением владычества русских князей.

Впервые Муром упоминается в Лаврентьевской летописи под 862 годом почти одновременно с Новгородом, Ростовом, Белозерском и Полоцком. Археологические раскопки показывают, что люди в этих краях жили уже 20 тысяч лет назад. О средневековой жизни Мурома известно немного. Как и в Великом Новгороде, в Муроме было вечевое правление. В 988 году из Киева Муром получил своего первого князя – Глеба Владимировича, сына киевского великого князя Владимира Святославовича, крестившего Русь. Глеб был христианином и желал принести христианство в эти края, а население Мурома в то время составляли в основном язычники, которые христианство принимать не желали. Они не впустили князя: «Ступай прочь, княже, ты еси нам не надобен». И тогда молодой князь поставил свой княжеский двор в стороне от города, на красивом месте, там, где сейчас находится Спасский монастырь.

В муромском предании о князе говорится, что на службе у Глеба находился богатырь Илья Муромец, получивший в награду за победу над змеем княжескую дочь. Рядом со своим двором князь поставил храм Спаса на Бору, который позднее положил начало Спасо‑Борисоглебскому монастырю. Позднее, у стен этого монастыря между Олегом Святославичем, сыном князя Черниговского, и Изяславом Владимировичем, сыном Владимира Мономаха, произошла битва за Муром, владеть которым желали многие. Изяслав погиб и был погребен в Спасском монастыре.

В 1015 году Глеб, получив известие о тяжелой болезни отца князя Владимира выехал из Мурома в Киев, и был убит людьми Святополка. Глеб стал первым Муромским святым. Его мощи были найдены и в 1020 году перенесены в Вышгород, где уже покоился князь Борис. Точная дата канонизации неизвестна, предполагают, что это был 1072 год.

С 1097 года город становится столицей Муромо‑Рязанского княжества, с середины XII века до начала XV века – столицей Муромского княжества. Самым известным историческим персонажем города стал русский богатырь, воспетый множеством былин, легенд и сказаний Илья Муромец, само имя которого определяет место его рождения. С детства Илья был очень слабым и не мог ходить. Однажды к нему явился Николай Чудотворец и попросил воды. Илья ответил, что не может подать водицы, потому что не может встать. Николай Чудотворец тут же повелел Илье – «Встань, и иди!». Свершилось чудо. Илья не только стал ходить, но и обрел богатырскую силу, которая помогла ему в дальнейшем совершить множество геройских подвигов. В соборном храме Спасо‑Преображенской обители находится рака с частицей мощей преподобного Илии Муромца.

В 1097 году город был отдан младшему брату князя Олега Святославовича Ярославу. Ярослав глубоко интересовался вопросами веры и был в переписке с митрополитом Никифором. По церковному преданию он основал Переславль Рязанский и первые храмы – во имя Благовещения, Бориса и Глеба, а также первый монастырь во имя Спаса (1096) в Муроме. Князь Ярослав считается родоначальником муромских и рязанских князей. Умер он в 1129.

После смерти Ярослава Мудрого город находился под властью его сына Юрия Ярославича, а с 1143 по 1145 под властью его третьего сына, черниговского князя Святослава. Муром процветал, в нем бурно развивались ремесла и торговля, чему способствовала широкая Ока. В 1088 году на город напали волжско‑камские булгары, которые разорили и сожгли его. Но Муром, активно воспользовавшийся своим выгодным географическим положением, быстро восстановился.

В конце XI века в Муром прибыл князь Константин, желавший упрочить в Муроме влияние христианства. Вместе с ним приехали его сыновья Михаил и Федор и супруга Ирина. Желая убедить жителей в своих мирных и добрых намерениях, он послал своего сына Михаила вперед. Михаил был убит. Тогда в город князю пришлось войти с дружиной. Возле могилы сына, Константин воздвиг храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Еще долго мурома сопротивлялись крещению, но благодаря чудесному знамению – светящейся иконе Богородицы, – Константин, все же, смог убедить их креститься. В водах Оки их крестил епископ Василий. Константин, Михаил и Федор канонизированы, их мощи, над которыми и по сей день совершаются чудеса, покоятся в основанном князем Благовещенском монастыре.

Расположенный на самой границе русских земель, Муром не раз становился центром сражений. В течение XII века муромская дружина принимала участие во многих походах. Она воевала с половцами, волжскими булгарами, новгородцами и др. В 1239, 1281, 1293 годах Муром разоряли и сжигали монголо‑татары. С середины XII века Муром стала оттеснять на второй план Рязань, но старейший город, даже разрушенный в 1239 году монголо‑татарами, продолжал играть немаловажную роль в истории Древней Руси. С 1293 года, после многочисленных набегов и напастей, жизнь в городе замерла, большинство жителей прятались в глухих лесах, и только с приходом князя Юрия Ярославича город стал возрождаться.

В 1380 году воины Мурома во главе с князем Андреем отличилась на Куликовом поле, но плоды Куликовской победы были пожаты не сразу. На протяжении шести веков город был надежной крепостью на восточных землях русского государства. Как и другие пограничные города, Муром неоднократно подвергался разгромам, опустошали его и пожары. Но каждый раз город восстанавливался, переживая периоды творчества и расцвета в архитектуре, живописи, других искусствах и создавал такие яркие поэтические произведения, как знаменитая «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Сказание о граде Муроме» («Житие муромского князя Константина») и другие, рассказывающие о жизни в Муроме до нашествия монголо‑татарских орд.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана на основе муромских преданий церковным писателем XVI века придворным священником Ермолаем Еразмом. Героями повести являются крестьянская мудрая дева Феврония и муромский князь Петр – святые благоверные супруги. Их жизнь воспевает мудрый брак и союз любви.

Повесть создавалась под влиянием идей и настроений Ивана Грозного. Поэтому Муром в повести является идеальным городом, где утверждается крепкая державная власть князя Петра, «сродника» царя. Город в повести представляет модель всего государства. В нем происходят чудесные события: летает змей‑оборотень, соблазняя княгиню, жену князя Павла; спускается с небес ангел и, превращаясь в отрока, выдает волшебный меч‑кладенец молодому князю Петру, который сражается с драконом, спасая жену своего старшего брата, а мудрая дева Феврония из рязанской деревни излечивает князя от ядовитых капель змеиной крови и выходит за него замуж.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Стоимость полной версии книги 59,90р. (на 28.03.2014).

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картойами или другим удобным Вам способом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: