Уровни методологии науки

Уместно еще раз обратить внимание на тот факт, что формули­рование учений всегда базировалось на обобщении практики. Так, эволюционное учение Ч. Дарвина, учение о биосфере В.И. Вернадского, учение о нефти И.М. Губкина, учение о почве В.В. Докучаева, учение о лесе Г.Ф. Морозова и другие выдающиеся научные обобще­ния ассимилировали в себе не только известные эмпирические факты, но и результаты собственных исследований, наблюдений и экспери­ментов. Переводя эту общую закономерность на методологию науки, можно предварительно утверждать, что объектом методологии должна быть научно-познавательная деятельность, а предметом – методологическая практика или методологическая деятельность ученых.

Поскольку пока еще не создана единая теория научных методов, т.е. такая теория, которая давала бы полное и систематическое описа­ние всех существующих и возможных методов, постольку на первый план выходят анализ и систематизация исторически сложившейся ме­тодологии. Важное значение на первом этапе развития методологических исследований имеет попытка представить методологию по су­бординированным уровням с присущими им методами и средствами анализа познавательного процесса. Такой, по-видимому, первый вари­ант уровней методологии науки предложил А.Т. Москаленко, обозна­чив их в такой последовательности: философская методология, обще­научные принципы и подходы, конкретно-научная методология, дис­циплинарная методология, методология междисциплинарных иссле­дований (см.: Методология в сфере теории и практики. - Новоси­бирск, 1988. - С. 20-44).

Уровни методологии характеризуются следующим образом:

I. Философская методология образует высший абстрактный уровень методологического анализа, включающий мировоззренче­скую интерпретацию результатов науки, анализ общих форм и мето­дов научного мышления, его категориального строя, с точки зрения той или иной картины мира. На этом уровне задаются общее направ­ление исследования, принципы подхода к объекту изучения, требова­ния к мыслящему субъекту, ориентируя его в познавательной дея­тельности.

II. Методологический анализ второго уровня включает изучение общенаучных принципов и подходов, которые получили широкое распространение в современной науке. Вначале относительно незави­симо друг от друга сложились и существуют три крупных методоло­гических подхода, связанных с изучением объектов большой степени сложности: структурно-функциональный, структурный и системный подходы. В дальнейшем приобрели популярность субстратный, модельный, вероятностный, информационный и другие подходы. С раз­витием общих теорий и появлением новых общенаучных понятий ар­сенал общенаучных принципов и подходов расширится.

III. Третий уровень методологического анализа охватывает конкретно-научную методологию, т.е. совокупность методов, принци­пов исследования и процедур, применяемых в той или иной отрасли науки. Специфика этой методологии определяется качественным раз­личием отражаемых в отраслях основных форм материи и движения ­физической, химической, биологической и социальной, а также ком­плексных - астрономической, геологической, географической и тех­нологической форм движения материи.

IV. Четвертый уровень методологического анализа включает дисциплинарную методологию, т.е. совокупность методов, принци­пов исследования и процедур, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-либо отрасль науки или возникшей на стыках наук. В различных отраслях современной науки (физике, хи­мии, биологии, социологии, технических, технологических науках и др.) в результате дифференциации научной деятельности и знания возникло, по различным оценкам науковедов, от двух до десяти тысяч научных дисциплин. Это не значит, что пропорционально растет и число дисциплинарных методов. Все дисциплины используют типич­ные общенаучные методы познания, методы теоретического и методы эмпирического исследования, а основная забота методологов ложится на разработку процедур и методик.

V. Пятый уровень методологического анализа включает междисциплинарные исследования, которые представляют собой особую форму взаимодействия наук, когда получение содержательного знания о предмете исследования происходит через строго субординирован­ную систему предметных монодисциплинарных построений, строго подчиненных глобальной цели. На основе выработанной стратегии научного поиска специалисты различных научных дисциплин и от­раслей знания должны выйти за пределы своего профессионального горизонта, подняться на более высокий уровень, найти общий методологический язык. Поэтому в обосновании и планировании таких комплексных программных исследований решающую роль играют аргументы методологического порядка, т.е. касающиеся тех средств, которые относятся к путям и методам исследования, а также их непротиворечивой увязки. Такие исследования являются основным способом реализации как отдельных крупномасштабных, долгосроч­ных и дорогостоящих научно-технических проектов, так и общей дорогостоящих научно-технических проектов, так и общей стратегии научного поиска на длительную перспективу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: