Методические рекомендации по изучению дисциплины

Предлагаемые учебно-методические материалы призваны помочь студентам глубоко и всесторонне усвоить одну из важнейших учебных дисциплин – «Правоведение». Изучение курса имеет целью овладение понятийным аппаратом общей теории права, гражданского, трудового и некоторых других отраслей права, привитие навыков практического использования правовых знаний, формирование у студентов устойчивого положительного правосознания и высокого уровня правовой культуры.

Студентам рекомендуется начать изучение курса с ознакомления с его программой. Учебный курс «Правоведение» состоит из двух частей: лекционной, семинарской и завершается сдачей экзамена (зачета).

Лекционный курс, в свою очередь, состоит из двух разделов: «Основы теории государства и права» и «Материальное право». Изучению курса предшествует вводная лекция, в ходе которой студентам дается общая характеристика юридических наук, раскрывается их место в системе гуманитарных знаний, выявляется общий уровень правовой подготовленности группы.

Раздел «Основы теории государства и права» содержит своего рода юридический алфавит, позволяющий прочесть юридический текст.

Анализируя учебный материал этого раздела, студентам необходимо уяснить, что право – неоднозначное понятие. Его следует рассматривать, по крайней мере, в трех взаимосвязанных аспектах:

· как нормативный регулятор общественных отношений;

· как систему норм (правил поведения);

· как меру свободы личности.

Важно иметь в виду, что право призвано играть творческую роль в развитии общества, что оно всегда тесно взаимодействует с экономикой, политикой и моралью и неразрывно связано с государством. Эта связь проявляется в том, что, во-первых, государство разрабатывает нормы права, хотя оно и не является единственным правотворческим органом. Основной массив правовых норм, причем наиболее значимых, закрепляется в нормативных актах, издаваемых государственными органами. Во-вторых, государство охраняет нормы права от нарушений. Для этой цели в системе государства создаются специальные органы, которые от имени государства налагают санкции на лиц, нарушающих требования норм права. И в этом следует видеть основное назначение государства по отношению к праву.

Большое внимание уделяется в современной юридической литературе понятию «правовое государство». Рассмотрев его призраки, можно подумать над вопросом: насколько Россия сегодня – правовое государство?

Должное внимание необходимо уделить анализу вопроса «Формы (источники) права», чтобы иметь четкое представление о понятии «правотворчество» и «нормативно-правовой акт», о научной классификации этих актов, их отличии от актов применения права. Особое внимание следует уделить уяснению сущности закона, его верховенству по отношению к другим нормативно-правовым актам, а также соотношению закона с нормативными указами Президента и другими подзаконными актами.

Необходимо разобраться в вопросах действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Особое внимание рекомендуется уделить современному законодательству и систематизации законодательства по отдельным отраслям права, в частности, вопросу принятия кодифицированных источников права – кодексов.

Студенты должны знать классическую структуру нормы права: гипотезу, диспозицию, санкцию, уметь находить их в текстах законов. Изучая этот вопрос, желательно вспомнить общефилософские категории: «система», «структура», «систематизация».

Будучи единой системой юридических норм, право вместе с тем подразделяется на отрасли, подотрасли и институты. И здесь важно уяснить понятие предмета и метода правого регулирования как оснований деления права на отрасли.

При изучении этого раздела студенты должны усвоить критерии деления права на материальное и процессуальное, публичное и частное, а также статус международного права и его приоритет над национальным правом.

Вопрос «Субъекты права» занимает одно из центральных мест в теме «Основы теории права». Его глубокое осмысление поможет выявить (в юридическом смысле), «кто есть кто» в обществе и государстве. Прежде чем анализировать моменты, связанные с характеристикой конкретных субъектов права, рекомендуется определить такие общие категории, как правовой статус и его составные элементы: правоспособность, дееспособность, статусные права и обязанности, гарантии прав и ответственность. Это облегчит изучение основных положений, характеризующих правовое положение субъектов.

Наиболее распространенными субъектами права выступают граждане (физические лица). Их статус определяется Конституцией РФ, а также другими законодательными актами, в частности, Декларацией прав человека и гражданина.

Среди субъектов права, наряду с гражданами, необходимо выделить предприятия и организации. Студенты при этом должны усвоить понятие «юридическое лицо» и его основные признаки.

К числу субъектов права относится также и само государство. Оно выступает в качестве субъекта как во внутрихозяйственных отношениях, так и в международных. В этой связи важно иметь представление о том, какие конкретно государственные органы представляют государство в этих отношениях.

Вопрос «Правовые отношения» относится к числу наиболее сложных в теме «Основы теории права». Здесь важно усвоить, что такое правоотношение как продукт воздействия (регулирования) норм права и как фактическое общественное отношение, что собой представляют правомочия, правопритязания и юридические обязанности в правоотношении.

Наряду с содержанием правоотношения студенты должны иметь представление и об объектах правоотношения, уметь выделять среди них материальные и нематериальные объекты, объекты процессуальных правоотношений.

Важно уяснить понятие «юридический факт», т.е. обстоятельства, с которыми действующее законодательство связывает возникновение и изменение правоотношений.

С должным вниманием необходимо отнестись к изучению вопроса «Правонарушение» и «Юридическая ответственность».

Необходимо выяснить понятие «правонарушение», его юридический состав. Особое внимание при этом следует обратить на социальную природу и социальные причины преступлений и других правонарушений. Студенты должны ориентироваться в вопросах причинной связи в праве, формах вины.

Будучи противоречивым поведением субъектов (граждан, организаций), правонарушение выступает как основание для юридической ответственности этих субъектов. И здесь важно понять взаимосвязь и взаимодействие юридической ответственности и санкции правовых норм, знать виды юридической ответственности.

Второй раздел посвящен материальному праву. Изучение этого раздела должно дать общее представление об основных понятиях той или иной отрасли, объектах, субъектах, узловых моментах тех или иных правоотношений. Больше времени рекомендуется уделить изучению таких базовых отраслей, как конституционное право, гражданское, трудовое и финансовое право. Несколько меньше времени отводится в лекционном курсе на знакомство с экологическим, международным и информационным правом.

При изучении конституционного права важно уяснить понятие, сущность, юридические свойства конституции. Студенты должны иметь представление об

основных конституционных органах государственной власти РФ и ее субъектов (Челябинской области), порядке их формирования и полномочиях, знать особенности федеративного устройства России.

По теме «Гражданское право» предусматривается усвоение материала, отражающего содержание общей части гражданского законодательства, регламентирующего имущественные и некоторые неимущественные отношения, участниками которых являются физические и юридические лица, а также государство в лице своих полномочных органов. Особое внимание следует обратить на право собственности и его защиту. Рассматривая обязательственное право, студенты должны усвоить понятия «сделка», «договор», «внедоговорные обязательства», знать виды сделок и договоров, условия их действительности, правовые последствия недействительности сделок. Заключительной частью темы являются вопросы сроков в гражданском праве, особенно сроков исковой давности.

В теме «Трудовое право» предполагается изучение очень сложных отношений между работниками и работодателями, включающих порядок заключения и расторжения трудовых договоров, переводы, дисциплину труда и рассмотрение возникающих трудовых споров. Важно также уяснить особенности трудового договора молодых специалистов. Эта часть лекционного курса призвана помочь будущим технологам, конструкторам уяснить правовые вопросы, которые будут связаны с их профессиональной деятельностью.

С должным вниманием необходимо отнестись к изучению темы «Основы правового регулирования экономической деятельности». Здесь следует хорошо разобраться с вопросом, что включает в себя государственное регулирование экономики, каковы его принципы, формы и методы, знать порядок лицензирования и виды юридической ответственности за нарушение законодательства о лицензировании. Рассматривая антимонопольное законодательство, необходимо уяснить основные направления защиты конкуренции, такие как запрет злоупотреблением хозяйствующих субъектов своим доминирующим положением, запрет анти-конкурентных действий и актов органов власти и управления, запрет недобросовестной конкуренции, в том числе с использованием рекламы.

В тесной связи с данной темой находятся и проблемы финансового права, подотраслями которого являются банковское, валютное, налоговое право. Необходимо не только определить понятия «финансы», «финансовое право», «финансовый контроль», но и раскрыть виды и методы финансового контроля. При рассмотрении валютных правоотношений особое внимание надо уделить характеристике правового режима отдельных видов ценных бумаг. Студенты должны знать специфику субъектного состава валютных правоотношений (отличие резидентов и нерезидентов), особенности юридической ответственности за нарушение валютного законодательства. Важно выяснить признаки, характеризующие кредитные организации, их виды, а также специфику правового статуса Банка России.

В разделе «Экологическое право» особое внимание следует обратить на возросшую актуальность экологических проблем в современных условиях, в том числе и на примере г. Златоуста, вызвавшую появление этой новой отрасли права. Студенты должны иметь представление об основных источниках экологического права, уяснить специфику экологических правонарушений и виды юридической ответственности за них.

В рамках темы «Международное право» предусматривается уяснение специфики его норм, источников и принципов. Особое внимание следует уделить характеристике таких субъектов, как международные организации. Студенты должны знать виды международных организаций и основные международные документы в области прав человека. В международных отношениях нередко возникают разногласия, поэтому необходимо разобраться с основными способами разрешения международных споров и уяснить виды политической и материальной международно-правовой ответственности.

Заключительной частью курса являются вопросы защиты государственной тайны. Их изучение следует начать с уяснения понятия государственной тайны, ее значения для нормального функционирования государства. Студенты должны ориентироваться в законодательных актах в области защиты информации и государственной тайны.

Такая структура лекционного курса позволяет при наличии сравнительно небольшого количества выделяемых учебных часов довольно обстоятельно усвоить суть важнейших правовых явлений. В процессе изучения материального права студентам необходимо особое внимание уделить самостоятельной работе с Конституцией РФ, кодексами и другими нормативно-правовыми актами.

Вторая часть курса «Правоведения» – это семинарские занятия.

По окончании лекционного курса и семинарских занятий с целью контроля знаний и умений проводится экзамен (зачет). Форма проведения экзамена (зачета) и вопросы согласовываются со студентами предварительно.

Методические рекомендации для подготовки

к семинарским занятиям

Семинарские занятия являются существенным элементом учебного процесса, без которого невозможно глубокое усвоение изучаемого курса. Цель семинарских занятий – приобретение навыков самостоятельного анализа правовых институтов различных отраслей права, углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами из лекционного курса, контроль усвоения ими основного объема учебного материала. Кроме того, они призваны активизировать теоретические знания применительно к конкретной практической ситуации, а также научить студентов применять эти знания при решении задач, прежде всего, правильно определять характер возникших правоотношений и работать с нормативными правовыми актами.

Семинарские занятия могут проводиться в различных формах: в форме беседы, обсуждения студенческих докладов, решения задач, проверки тестовых заданий. Если семинар проводится в форме беседы, то это должна быть развернутая беседа, в которой участвует максимальное количество студентов. Беседа предполагает ответы на предложенные вопросы и задания для самопроверки. По своему содержанию ответы должны быть полными и аргументированными. Необходимо активное участие всех обучаемых. Поэтому студенты должны дополнять отвечающих, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы.

Некоторые вопросы могут быть рассмотрены в форме докладов. Доклады могут быть поручены одному, двум-трем студентам. Доклад делается устно. Для выступления докладчику отводится не более 10 минут. При выступлении разрешается обращаться к тексту, но следует избегать сплошного чтения.

На семинарских занятиях разрешается пользоваться своими конспектами, текстами законов, дополнительными литературными источниками.

При решении задач необходимо:

– внимательно изучить ее условия;

– выявить природу складывающихся отношений между сторонами;

– установить конкретные правовые нормы, необходимые для правильного решения задачи;

– применить выбранные правовые предписания к условиям задачи и сделать соответствующий вывод.

Рассмотрим в качестве примера задачу и методику ее решения.

В арбитражном суде было назначено к слушанию дело по иску камвольного комбината к магазину «Ткани» о взыскании неполученных по договору поставки сумм. Со стороны комбината представителем должен был быть юрисконсульт, а от магазина – заместитель директора. Судья предложил им предъявить доверенности на ведение дела. Юрисконсульт комбината представил доверенность, подписанную директором комбината, а заместитель директора магазина доверенности не имел и предъявил служебное удостоверение. Судья отложил слушание дела и предложил сторонам надлежащим образом оформить полномочия.

1. Как оформляются полномочия представителей организаций при совершении действий, имеющих юридический характер?

2. Какова форма доверенности?

Прежде всего, надо уяснить содержание данного правоотношения. Речь идет об участии в арбитражном процессе юридических лиц и надлежащем его оформлении.

В соответствии со ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права через свои органы. Заместитель директора магазина органом юридического лица не является. Поэтому служебного удостоверения недостаточно для ведения дела. Приобретать права и создавать обязанности от имени юридического лица могут его представители, действующие на основании доверенности (ст. 182).

Как должны быть оформлены полномочия представителя? В соответствии со ст. 185 ГК полномочия представителя юридического лица определяются доверенностью. Доверенность определяется как письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом (представленным доверителем) другому для представительства перед третьими лицами. Доверенность является документом, который подтверждает наличие у представителя прав действовать от чужого имени, определяет условия и границы реализации этих прав.

Какова форма доверенности? Доверенность совершается только в письменной форме (п. 1 ст. 185 ГК). Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации (п. 5 ст. 185 ГК).

В нашем случае доверенность была подписана руководителем без приложения печати, то есть требования к ее форме не были соблюдены.

Каковы последствия несоблюдения требуемой законом формы доверенности? Статья 185 ГК является императивной нормой, нарушение ее требований рассматривается как нарушение требований закона, поэтому доверенность, выданная с нарушением требований закона, признается недействительной (ст. 168).

Учитывая, что полномочия представителей не были надлежаще оформлены, судья вправе отложить слушание дела. Поэтому следует пригласить на слушание дела директора магазина или предложить надлежащем образом оформить доверенность.

Итогом решения задачи на семинарском занятии является выставляемая преподавателем оценка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: