Стандартизированные методы психодиагностики

К стандартизованным методикам относятся тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

Проблема интеллекта в психодиагностике

Основной проблемой интеллекта в психодиагностике является вопрос о сущности интеллекта.

Понятие «интеллект» (англ. intelligence) Как объект научного исследования было введено в психологию английским антропологом Ф.Гальтоном в конце XIX в. Находясь под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина, он считал решающей причиной возникновения любых индивидуальных различий, как телесных, так и психических, фактор наследственности. Согласно Ф. Гальтону, весь спектр интеллектуальных способностей наследственно детерминирован, а роль в возникновении индивидуальных различий по интеллекту обучения, воспитания, других внешних условий развития отрицалась или признавалась несущественной. Начиная с работ Ф. Гальтона, проблема интеллекта приобрела особое значение, которого она прежде не имела.

Генерализованное понимание интеллекта как способности требовало конкретизации— ответов на вопросы, касающиеся сущности, природы.и внешних проявленийэтой характеристики. Эти вопросы интересовали психологов на протяжении всего XX в. Однако однозначных ответов на них не получено и до сих пор.

На протяжении XX в. были подвергнуты проверке и анализу следующие подходы к пониманию сущности Интеллекта:

1) способность обучаться (А. Бине, Ч. Спирмен, С. Колвин, Г. Вудроу и др.);

2) способность оперировать абстракциями (Л. Термен, Р. Торндайк, Дж. Петерсон);

3) способность адаптироваться к новым условиям (В. Штерн, Д. Терстоун, Эд. Клапаред, Ж, Пиаже).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: