Последнее прощание в Греции

Почему человек умирает? И что происходит потом? Что скрывается за гранью, отделяющей мир живых от мира умерших, если этот последний действительно существует? Эти и подобные вопросы издавна тревожили философов, богословов, биологов.

Человек умирал и его ждало подземное царство мертвых Бо. Гермес брал за руку душу умершего и вел её к реке или озеру Стикс, или Ахеронт. Перевозчик Харон переправлял на своей лодке на другой берег души усопших, попадавшие таким образом в царство теней. Хароку полагалось заплатить за его услугу один обол, и этот обол заранее вкладывали умершему в рот.

Так представляли себе греки последнее путешествие усопшего.

Греки веровали также, что у ворот царства мертвых сидит на страже трехглавый пес Кербер, отличающийся весьма грозным нравом. Пес этот «приветлив к входящим и набрасывается только на тех, кто пытается сбежать из подземелья.» Но греки не особенно рассчитывали на «приветливость» Керьера к приходящим душам и потому, чтобы умилостивить грозного пса, вкладывали в руку умершего медовую кость.

У греков были приняты две формы погребального обряда: закапывание тела в землю или сожжение его на костре, после чего прах укладывали в урну, которую либо закапывали, либо помещали в гробницу.

С давних пор было принято оставлять умершему все, что ему было дорого и в чем он мог бы нуждаться в загробной жизни: мужчинам клали в гроб – оружие, женщинам – драгоценные украшения. Убивали и животных: коней, собак и даже людей.

Независимо от того, хоронили тело в землю или сжигали на костре, действия близких умершего первые часы после его кончины также предопределялись обычаем: кто-то из ближайших родственников закрывал усопшему глаза, вкладывал ему в рот монету, куском ткани накрывал ему голову. Затем женщинам предстояло обмыть тело, умастить его благовонным елеем.

Обмыв тело и убрав траурное ложе миртом и виноградом, открывали доступ к телу всем, кто желал с ним проститься. Семья, друзья, родственники собирались у ложа умершего и оплакивали его; при этом нанимали плакальщиц, флейтистов и певцов провожавших покойного причитаниями и скорбными элегиями.

Повсюду в Греции люди в период траура облекались в черные или просто темные одежды, только в Аргосе одевались в белое. В Афинах и Аргосе траур длился тридцать дней, в других полисах меньше, в Спарте всего лишь двенадцать. Но и после окончания периода траура память умершего продолжали чтить, принося в положенные сроки и в дни поминовения мертвых богатые жертвы богам. Жертвоприношения совершали еще над гробом – на третий день после смерти, а затем после похорон – на девятый день. Кроме того, в годовщины дня рождения и смерти близкого человека на его могилу клали жертвенный пирог, вино, мед, молоко, фрукты, а в некоторых городах-государствах, к числу которых Афины не относились, приносили кровавые жертвы, закалывая на могиле жертвенных животных.[3,c.314]

Большинство древних эллинов, какими бы ни были их воззрения на жизнь и смерть, соблюдали общепринятые ритуалы, погребальные обряды, в которых многое определяли имущественное и социальное положение умершего и его семьи. Философские взгляды менялись, обряды же сохранялись веками и как выражение глубокой скорби и памяти об ушедшем, и как проявление традиционных верований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: