Античности и средневековья

Для древнего грека тема смерти была довольно жестко связана с его видением судьбы. Очень часто смерть была не только естественным завершением жизни, которое предопределено судьбой, но и выступала синонимом судьбы, заменяла её.

Особая установка античности в восприятии смерти создавала определенное отношение людей к факту личной смерти. Ведь если смерть – проявление неизбежной судьбы, то и воспринимать её следует достойно и спокойно. Умерший вовсе не уходит в полнейшее мысленное и чувственное не бытие. Наоборот, со смертью человек обретает «блаженное» бессмертие души, которая ведет беспечальную жизнь в царстве Аида.[2]

Смерть, даваемая человеку его судьбой, на самом деле избавляет его от муки жизни.

В античности единство естественности и безбоязненности в восприятии смерти, единство «блаженности» бессмертной души и бренности человеческой жизни создает впервые в европе «равнодушный», а иногда и оптимистический тип отношения к смерти.

Средневековая Европа, практикуя самостоятельно найденное «равнодушие», все же отталкивалась от того, что было выработано в этом отношении древними греками и римлянами.

Причиной различия в античном и средневеком видении смерти являются разные способы универсализации человека. Христианство жестко задавало определенное мировосприятие, но не допускало многомыслия, наказывало его.

Утверждение христианского представления о страшном суде и последующем воскрешении избранных привело к тому, что средневековый человек перестает бояться мертвого тела в отличии от античности или языческих европейских варваров. Кладбища, ранее находившееся в стороне от людных мест, постепенно переводятся в черту города; они обретают себе неизменного спутника, которым становится церковь с останками святых. Здесь на этих кладбищах под защитой святых происходит ныне захоронения людей. Кладбище приобретает роль охранника умерших, да и живых тоже: это и место защиты от нападения разбойников, и место сбора паломников, и своеобразный очаг социальной жизни, подобный римскому форуму. В раннее Средневековье смерть сближается с человеком, приручается им и теряет для него свою особую ужасность. Близость живых и мертвых никого теперь не тяготила, и более того, мертвые помещаются в центр человеческой жизни(кладбище в городе, призраки среди живых). Между мирами живых и мертвых не было больше непроходимой пропасти, а связь их становилась все очевиднее. Покровительство же такой связи и, одновременно, осуществление охранного контроля проводила церковь.

Неминуемая обреченность на смерть всегда была источником отчаяния человека. Не представляя свое полное телесное и мыслительное небытие, индивид изо всех сил пытается продлить свою жизнь, в результате чего в человеческом обществе вырастает вера в бессмертие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: