Последнее прощание в Риме

Первоначально, по всей видимости, в Италии, как и в других средиземноморских странах, господствующей формой погребального обряда было захоронение трупов в землю. Но также практиковалась еще одна форма погребения - сожжение на костре.

Когда те, кто окружал умирающего, понимали, что конец уже не далек, кто-либо из близких родственников приникал губами ко рту умирающего, как бы принимая в себя его последнее дыхание. Остальные же из присутствующих начинали громко оплакивать усопшего и причитать над ним, выкликая его имя, дабы как считалось, удержать его отлетавшую душу Тело укладывали на пол, чтобы умерший соприкоснулся с землей, а затем гасили огонь в домашнем очаге.

Когда умирал римлянин, его семья обязана была немедленно оповестить о его смерти соответствующих должностных лиц, располагающихся при храме Либитины - богини смерти и погребения. Заявляя в похоронное ведомство о своей утрате, родственники покойного выплачивали при это некоторую сумму денег в качестве "подати Либитине". Особый чиновник - либитинарий вносил имя скончавшегося в список умерших граждан и принимал заказ на организацию похорон. Услугами либитирнария пользовались только богатые люди, способные за них заплатить. Либитинарий присылал в дом покойного полликторов, занимавшихся всем, что полагалось по обряду; они омывали тело, умащали его благовониями, одевали, украшали голову усопшего венком из цветов. У либитинария можно было нанять также плакальщиц, флейтместов и людей, которые бы несли гроб до места его последнего упокоения - к могиле вырытой в земле или к погребальному шатру.[3, c.316]

Омытое, одетое в тогу, соответствующую социальному статусу покойного, тело укладывали затем на катафалк. При этом не забывали положить умершему в рот монету, чтобы было чем заплатить Харону.

Ложе с телом усопшего или катафалк ставили в атрии дома, изножьем к входной двери. Рядом зажигали масляные лампы или стояли рабы с горящим факелами. Поодаль – родственники, вольноотпущенники, друзья и знакомые. Перед домом помещали ветви деревьев, посвященных подземным богам, - кипариса или сосны, и это служили знаком для прохожих, что они идут мимо дома, где недавно скончался кто-то. Те же, кто хотел войти и прикоснуться к покойному, попрощаться с ним, должны были совершить ритуальное очищение.

Доступ к телу продолжался несколько дней, от трех до семи. Погребение могло быть тихим и скромным, самым обычным, но когда хоронили лицо известное или кого-нибудь из богатой семьи, устраивали торжественное "объявленное погребение", на которое глашатай созывал людей, оповещая жителей города о дне погребения.

Но помимо "обычного" и "объявленного" был еще третий тип погребения: когда хоронили бедняка. Людей, не имевших денег, отправляли в последний путь без каких либо церемоний, ночью, сразу же после кончины. Если у семьи усопшего не было средств на оплату места для погребения, труп просто бросали в общую яму или сжигали на общем костре вместе с другими.

Похоронная процессия превращалась иногда благодаря своей торжественности, пышному характеру в яркое, красочное зрелище для зевак.

Похоронную процессию открывали музыканты - флейтисты, а также рабы с горящими факелами в руках. За ними шли нанятые плакальщицы, певцы, оглашавшие улицы причитаниями и погребальными песнями - "нениями". Если умерший занимал какую-либо должность в государстве, то за его гробом можно было видеть ликторов в черных одеждах.

Отличительным признаком римских похоронных шествий было участие в них театральных актеров и мимов: актеры декламировали стихи из трагедий, относившихся так или иначе к жизни и личности покойного.

Далее следовали клиенты или специально нанятые люди в масках изображавших предков усопшего, или в подобавшей им одежде. Далее несли военную добычу, захваченную когда-то самим покойным, инсигнии его власти, если он исполнял при жизни какую-либо высокую должность, затем дорогие ему предметы, к которым он был особенно привязан. Символом траура был черный или тёмно-серый цвет одежды.

Как и греки, римляне признавали также различные формы символического погребения; если по каким-либо причинам похоронить тело умершего оказывалось невозможным, то его сжигали, но перед кремацией отсекали мертвому палец, который и закапывали в могилу. Если же не было возможности установить урну с прахом в гроб и опустить в могилу, то на урну бросали символичную горсть земли.

После погребения период траура длился не долго – всего девять дней – и завершался поминальными жертвоприношениями вином, оливковым маслом и кровью жертвенных животных. Но память об умерших сохранялась, конечно же, надолго.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: