Картина художника М. Шибанова, крепостного князя Г. А. Потёмкина. 1774 г.
М. Шибанов был одним из первых русских живописцев, посвятивших своё творчество изображению быта крестьян.
Про того же, у кого разгорелся аппетит и кто никак не наестся, говорили: едун напал.
От еды произошло слово е ΄ дкий, оно означает «всё съедающий». Е ΄ дкостью славятся химические вещества – кислоты и щёлочи. Когда я учился в Менделеевском институте и выполнял лабораторные работы, пальцы у меня были жёлтые от кислот, а халат местами – прожжённый, в мелкую сеточку… Но и люди встречаются едкие – сварливые, язвительные. А уж Баба‑Яга, та вообще всех поедом ест!..
Между прочим, в словарной статье ѣДА приведён такой пример из разговорной речи: беззубому не еда, a майка. Как ты думаешь: что это значит? При чём тут майка? Что – беззубый вместо еды майку надевает или жуёт её?.. Вряд ли. Скорей всего, майка – это своеобразная форма существительного маята, и тогда смысл поговорки состоит в том, что беззубому не еда, а маята.
|
|
Но вот мы говорим‑говорим о еде, а до самой еды никак не дойдём. Вначале нам совсем не та еда попалась. Потом та, но только слово. А где же настоящая еда, которую можно в рот положить? Конечно, дома и солома съедома, а всё‑таки – что стряпали на русской печке мамы и бабушки, тётушки и сёстры? Что они варили, парили, тушили; томили, жарили, сушили? Какими были крестьянские разносолы?
Парили репу.
Варили щи капустные.
Варили уху.
Пекли картошку.
Тушили говядину с гречневой кашей.
Варили полбу – пшеничную кашу.
Жарили поросят в картошке.
Варили кисели клюквенные, овсяные.
Сушили грибы, развешивая ожерельями на нитке вдоль
печи.
Сквашивали молоко: делали простоквашу.
Томили молоко: делали из парного топлёное.
А ещё пекли хлеб; пироги да пышки, блины да коврижки…
А избушка на курьих ножках, так та вообще пирогом подпёрта, блином покрыта!
Ну наконец‑то мы добрались до настоящей еды. И то верно: соловья баснями не кормят. Отложи книжку. Пойди поешь как следует, а потом возвращайся в нашу избу.
Углы
Говорят: Красна изба углами, а обед пирогами. Давай теперь не заблудимся в четырёх избяных углах. Попробуем в них разобраться. Почему именно углами красна изба? Чем один угол отличается от другого?
Даль подробно описывает устройство русской избы.
«Изба делится на четыре угла: по одну сторону входа стряпной, бабий кут и печь; по другую хозяйский кут (кутник нижний) или коник от койки, род ларя для поклажи упряжи и пожитков; прямо против печи печной угол или жернов‑угол (он же кут, кутной), где стоит ручной жернов, где бабы работают; прямо против коника наискось противу печи, красный; большой или верхний угол, с иконами и столом».
|
|
Значит, изба, по Далю, имеет четыре угла:
стряпной с печью;
хозяйский с ларём;
жернов‑угол с ручным жерновом;
красный с иконами и столом.
Мать учила дочку: «В одной избе разными вениками не мести: разойдётся по углам богатство». С веником связано всякое колдовство. Если, например, у ткачихи рвалась нить, то сквозь веник девять раз проливали воду и лили её на дверные петли…
Это хорошо, что мы до веника дошли, потому что в чистой избе и осмотреться приятно.